Материалы » Формирование грамматического строя речи дошкольников с ОНР III уровня » Экспериментальное исследование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Экспериментальное исследование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Страница 7

-без изменения звуковой структуры корня мотивирующего и производного слов:

карман-карманчик

стакан-стаканчик

костюм-костюмчик

забор-заборчик

блин-блинчик

шкаф-шкафчик

трамвай-трамвайчик

суп-супчик

стул-стульчик

диван-диванчик

вагон-вагончик

-с изменением звуковой структуры производного слова:

рукав-рукавчик

заяц-зайчик

3. Дальше работа проводится над словообразованием с использованием суффикса - к:

-словообразование существительных женского рода без изменения звуковой структуры корня производного слова:

гора-горка

репа-репка

нора-норка

яблоня-яблонька ночь-ночка

лапа-лапка

туча-тучка

мышь-мышка

-словообразование существительных женского рода с изменением

звуковой структуры корня (оглушение, чередование): рука-ручка

страница-страничка

птица-птичка

береза-березка

синица-синичка

капля-капелька

шуба-шубка

книга-книжка

корова-коровка

-словообразование существительных среднего рода от основ на ц (с изменением звуковой структуры основы слова):

кольцо - колечко

крыльцо-крылечко.

Второй этап- работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

1.Работа над словообразованием существительных женского рода с использованием суффиксов -оньк-, -еньк- в следующей последовательности:

-словообразование без изменения звуковой структуры корня слова имен собственных женского и мужского рода на -а, - я:

Миша-Мишенька

Наташа-Наташенька

Маша-Машенька

Коля-Коленька

Даша-Дашенька

-словообразование нарицательных существительных мужского и женского рода без изменения звуковой структуры корня слова:

лиса-лисонька

тётя-тётенька

дядя-дяденька

дочь-доченька

мама-маменька

береза-березонька

-словообразование с изменением звуковой структуры корня:

нога-ноженька

дорога-дороженька

рука-рученька.

2.Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов - ушк-, -ышк-, -иц-, -ец-, -ц-:

-словообразование существительных мужского, женского и среднего рода с суффиксом -ушк-:

корова-коровушка

изба-избушка

трава-травушка

скворец-скворушка

зима-зимушка

голова-головушка

дед-дедушка

-словообразование существительных среднего рода с суффиксом - ышк-:

зерно-зернышко перо-перышко

горло-горлышко солнце-солнышко стекло-стеклышко

-словообразование при помощи суффиксов -иц-, -ец-, -ц-:

•суффикс -иц- в существительных женского рода:

земля-землица лужа-лужица роща-рощица кожа-кожица

•суффикс -ец- в существительных мужского и среднего рода:

хлеб-хлебец

мороз-морозец

письмо-письмецо

•суффикс -ц- в существительных женского и среднего рода:

мыло-мыльце

дерево-деревце зеркало-зеркальце корыто - корытце

пыль-пыльца.

3. Образование существительных с помощью суффикса - инк-.

Работа над словообразовательными формами, в которых сохраняется звуковая структура корня проводится на начальном этапе:

солома-соломинка

икра-икринка

бусы-бусинка

роса-росинка

дождь-дождинка

На следующем этапе проводится работа над словообразовательными формами с чередованием звуков в корне слов:

снег-снежинка

чай-чаинка

горох-горошинка

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другая информация:

Цели дистанционного обучения. Методы управления временем. Трансакционые издержки
Дистанционное обучение называют «образованием XXI века». В настоящее время рассматривают его как одно из магистральных направлений образовательных реформ, происходящих в мире, и России. Дистанционное обучение предлагает любому обучающемуся свободный активный творческий, не обремененный формальными ...

Контрольная диагностика уровня знаний и умений учащихся
С целью выявить уровень полученных знаний и умений на уроках изобразительного искусства по теме «Пропорции и выразительные средства графики при рисовании фигуры человека» нами была проведена контрольная диагностика. Нами были использованы те же самые методы исследования, что и во время первичной ди ...

Цели, содержание и технология обучения диалогической реи
Основной целью обучения говорению является развитие у учащихся способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях. Для реализации цели необходимо развивать у учащихся навыки диалогической речи, так как в программных требованиях записано, что учащиеся должны без предварительно ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru