Материалы » Возможности организованного общения при обучении групповому взаимодействию старших подростков в учреждениях дополнительного образования » Возможности организованного общения в обучении старших подростков групповому взаимодействию

Возможности организованного общения в обучении старших подростков групповому взаимодействию

Страница 1

Данные констатирующего эксперимента позволили нам сформулировать гипотезу: мы предполагаем, что обучать старших подростков групповому взаимодействию можно в процессе организованного общения в учреждениях дополнительного образования. Доказательству этой гипотезы посвящен формирующий эксперимент, целью которого является изучение возможности организованного общения при обучении групповому взаимодействию старших подростков в учреждении дополнительного образования.

Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:

1.Разработать апробировать систему занятий по обучению групповому взаимодействию посредством организованного общения;

2.Оценить эффективность проделанной работы.

Формирующий эксперимент проводился на базе МОУДОД "Детский морской центр "Североморец" г. Северодвинска. При формировании экспериментальной группы и контрольной группы мы опирались на данные, полученные в результате проведения констатирующего эксперимента. Так, в экспериментальную группу вошла группа №1, уровень группового взаимодействия которой средний, и в состав которой входят учащиеся с низким уровнем взаимодействия. Так как мы выявили трудности группового взаимодействия на этапе выдвижения общих целей и этапе планирования взаимодействия, систему занятий необходимо разрабатывать с учетом этих трудностей. А так же в данную группу входят учащиеся с низким и средним уровнем сформированности коммуникативных умений. В соответствии с трудностями группы нами, разрабатывалась система занятий, обучающая групповому взаимодействию старших подростков.

Разрабатывая систему занятий, мы за основу взяли методику Е.В. Титовой " Клуб общения товарищей". В соответствии с составляющими системы: стратегия и тактика, логика и техника, разрабатывали систему занятий позволяющую обучать групповому взаимодействию подростков в выбранной нами группе. Занятия построены в соответствии с этапами обучения взаимодействию старших подростков. При разработке системы занятий, мы учитывали возрастные особенности старших подростков (см. 1.2.) и специфику учреждения дополнительного образования (см.1.1.) на базе которого проводился формирующий эксперимент.

Стратегия.

Цель: создать условия для обучения воспитанников гуманному демократическому взаимодействию.

Задачи:

1) формирование и развитие интеллектуальной готовности воспитанников к эффективному участию во взаимодействии;

2) формирование и развитие психологической готовности воспитанников к эффективному участию во взаимодействии;

3) формирование и развитие социальной готовности воспитанников к эффективному участию во взаимодействии.

Тактика.

При обучению групповому взаимодействию подростков предпочтительны следующие педагогические позиции:

"Тренер" — педагог обучает ребят взаимодействию, обогащая их коммуникативные знания и умения. Предполагаемая жесткость этой позиции смягчается тем, что и сам педагог участвует в организуемом им общении, поэтому точнее было бы назвать эту роль "играющий тренер".

"Организатор" — в отличие от коллективной творческой деятельности организованное общение планируется, готовится и проводится самим педагогом; чаще всего ребята включаются как субъекты лишь на этапе коллективного целеполагания и непосредственно во время самого общения. Однако организаторские функции можно частично передавать тем воспитанникам, которые наиболее успешно освоят навыки демократического взаимодействия.

"Фасилитатор" — для более успешного обучения взаимодействию педагог должен целенаправленно поддерживать гуманную атмосферу общения и стимулировать взаимоподдержку ребят.

"Демонстратор" — обучение взаимодействию в организованном общении происходит не только дидактическим путем, но и с помощью механизма подражания — сам педагог должен быть носителем тех норм и навыков общения, которые хочет привить воспитанникам, т.е. необходимо демонстрировать открытость, толерантность, эмпатию, доброжелательное внимание к каждому.

"Рядовой участник" — предыдущая позиция усиливается, если руководитель не только учит ребят и организует их общение, но и выполняет вместе с ними те или иные задания.

" Наблюдатель" — в процессе организованного общения очень важно устанавливать обратную связь, т. е, видеть, диагностировать влияние на ребят, их отношение друг к другу и к взаимодействию, отслеживать их социальный опыт и его динамику.

Важную роль при обучении взаимодействию играет позиция педагога. При проведении занятий мы выбрали позицию - "тренер".

Логика.

Разработанная система занятий представлена в Приложении 9. Готовность воспитанников к обучению групповому взаимодействию складывается из умений. На каждом этапе представленной системы занятий, мы учитывая критерии разработанные нами для оценки уровня готовности воспитанников, развивали определенные умения, соответствующие этапу организации взаимодействия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Основные принципы и цели развития литературного творчества школьников
Основные принципы развития литературного творчества школьников: принцип доступности, учёт возрастных и личностных особенностей школьников, свобода выбора жанра литературного творчества, практическая направленность. Основные цели литературного творчества учащихся: развитие связной устной и письменно ...

Организация культурного досуга молодёжи и подростков. Развитие творческих способностей на примере клубной деятельности в УДО
Культурно-досуговая деятельность представляет особый вид педагогической активности, имеющий двойственный характер. С одной стороны, чтобы интересно, содержательно и с пользой для себя организовать отдых и развлечение, снять утомление и усталость, включиться в различные виды деятельности, требуется ...

Методика обучения чтению и её роль в организации учебно-воспитательного процесса на уроках чтения в старших классах
На связную письменную речь, к сожалению, не обращается достаточного внимания. Специальные исследования, проведенные В.Я. Ляудис и И.П. Негурэ, показали, что наиболее успешно овладение письменной речью идет в условиях продуктивной (творческой) деятельности учащегося. При этом необходимо организовать ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru