Материалы » Формирование грамматического строя речи дошкольников с ОНР III уровня » Экспериментальное исследование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Экспериментальное исследование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Страница 8

Третий этап- этап уточнения значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Образование названий профессий.

Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия.

В коррекционно-логопедической работе по закреплению данной модели словообразования у дошкольников с ОНР, используются только продуктивные суффиксы, так как образование названий профессий является сложным по семантике и, появляется довольно поздно в онтогенезе.

Формирование данной словообразовательной модели приводится в следующей последовательности.

1. Словообразование существительных мужского рода: - с суффиксом -щик-:

барабанщик, стекольщик, танцовщик, часовщик, сварщик, кладовщик;

- с суффиксом - чик-:

переплетчик, разведчик, грузчик, переводчик.

2. Словообразование существительных, которые обозначают лица женского пола, с суффиксами -ниц-, -иц-:

проводник-проводница

писатель-писательница

работник -работница

певец-певица

Формирование словоизменения.

Этот процесс у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В период коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.

На начальном этапе работы проводится нормирование словоизменения в диалоговой речи - на уровне словосочетаний и предложений, дальше - закрепление словоизменения в связной речи. Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР.

Первый этап.

Формирование наиболее продуктивных и простых по семантики форм.

Существительные:

• дифференциация именительного падежа единственного числа.

Второй этап.

Работа над следующими формами словоизменения

Существительные:

•понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа;

•закрепление беспредложных форм множественного числа.Прилагательные:

•согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного числа.

Третий этап.

Закреплений более сложных по семантике и внешнему оформлению

менее продуктивных форм словоизменения.

Существительные:

•употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа.

Прилагательные:

•согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.

Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, потом - в связной речи.

Формирование словоизменения существительных.

Учитывая принцип онтогенеза, семантику форм, доступность грамматического значения и внешнее оформление данного значения, формирование словоизменения существительных необходимо провести в следующей последовательности:

Дифференциация существительного падежа единственного и множественного числа.

Закрепление в речи беспредложных конструкций единственного числа в следующей последовательности:

винительный падеж (нулевые окончания -у, -а, -я),

родительный, дательный, творительный падеж (со значением орудийности).

Овладение предложно-падежными конструкциями единственного числа.

Закрепление беспредложных форм множественного числа.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Другая информация:

Василий Великий
Василий Великий (329—379 г.) род. в Цезарее Капподокийской, изучал в Афинах классическую литературу, жил потом несколько лет в уединении и сделался позднее епископом в родном городе. Он особенно заботился о бедных и осиротевших детях, привлекая к заботам о них и монашество. Педагогические взгляды е ...

Основные принципы коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте
Комплексное коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте имеет принципиальную основу: - Первым по значимости является принцип опережающего обучения в развитии, обоснованный JI.C. Выготским и детально разработанный в дальнейшем С.Я. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Р.Е. Левиной и др. П ...

Особенности воспитания двигательных качеств
У детей преобладает развитие мускулатуры туловища по сравнению с мускулатурой конечностей. Лишь к 16-17 годам топография мышечной силы устанавливается по взрослому типу. Начиная с младшего школьного возраста, нарастает сила мышц конечностей, особенно кистей. Развитие силы происходит неравномерно. В ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru