Материалы » Формирование грамматического строя речи дошкольников с ОНР III уровня » Экспериментальное исследование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Экспериментальное исследование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Страница 8

Третий этап- этап уточнения значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Образование названий профессий.

Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия.

В коррекционно-логопедической работе по закреплению данной модели словообразования у дошкольников с ОНР, используются только продуктивные суффиксы, так как образование названий профессий является сложным по семантике и, появляется довольно поздно в онтогенезе.

Формирование данной словообразовательной модели приводится в следующей последовательности.

1. Словообразование существительных мужского рода: - с суффиксом -щик-:

барабанщик, стекольщик, танцовщик, часовщик, сварщик, кладовщик;

- с суффиксом - чик-:

переплетчик, разведчик, грузчик, переводчик.

2. Словообразование существительных, которые обозначают лица женского пола, с суффиксами -ниц-, -иц-:

проводник-проводница

писатель-писательница

работник -работница

певец-певица

Формирование словоизменения.

Этот процесс у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В период коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.

На начальном этапе работы проводится нормирование словоизменения в диалоговой речи - на уровне словосочетаний и предложений, дальше - закрепление словоизменения в связной речи. Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР.

Первый этап.

Формирование наиболее продуктивных и простых по семантики форм.

Существительные:

• дифференциация именительного падежа единственного числа.

Второй этап.

Работа над следующими формами словоизменения

Существительные:

•понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа;

•закрепление беспредложных форм множественного числа.Прилагательные:

•согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного числа.

Третий этап.

Закреплений более сложных по семантике и внешнему оформлению

менее продуктивных форм словоизменения.

Существительные:

•употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа.

Прилагательные:

•согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.

Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, потом - в связной речи.

Формирование словоизменения существительных.

Учитывая принцип онтогенеза, семантику форм, доступность грамматического значения и внешнее оформление данного значения, формирование словоизменения существительных необходимо провести в следующей последовательности:

Дифференциация существительного падежа единственного и множественного числа.

Закрепление в речи беспредложных конструкций единственного числа в следующей последовательности:

винительный падеж (нулевые окончания -у, -а, -я),

родительный, дательный, творительный падеж (со значением орудийности).

Овладение предложно-падежными конструкциями единственного числа.

Закрепление беспредложных форм множественного числа.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Другая информация:

Основные трудности понимания речи на слух
Практический опыт обучения иностранному языку, практика устного перевода и просто общения на иностранном языке убеждают в том, что аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности и единственным видом речевой деятельности, при которой от лица ее выполняющего почти ничего не за ...

Психологические особенности аудирования как вида речевой деятельности
Для того, чтобы эффективно обучать школьников аудированию, надо четко понимать, что собой представляет этот вид речевой деятельности с психологической точки зрения. Аудирование является сложной рецептивной мыслительно-мнемической деятельностью, связанной с восприятием, пониманием и активной перераб ...

Понятие об аудировании как виде речевой деятельности
Прежде всего определим понятие аудирование. Этот термин был введен в отечественную методику не так давно американским психологом Брауном. В английском языке, правда, этот термин не употребляется. "Listening comprehension" («восприятие и понимание со слуха»), по мнению зарубежных методисто ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru