Третий этап- этап уточнения значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Образование названий профессий.
Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия.
В коррекционно-логопедической работе по закреплению данной модели словообразования у дошкольников с ОНР, используются только продуктивные суффиксы, так как образование названий профессий является сложным по семантике и, появляется довольно поздно в онтогенезе.
Формирование данной словообразовательной модели приводится в следующей последовательности.
1. Словообразование существительных мужского рода: - с суффиксом -щик-:
барабанщик, стекольщик, танцовщик, часовщик, сварщик, кладовщик;
- с суффиксом - чик-:
переплетчик, разведчик, грузчик, переводчик.
2. Словообразование существительных, которые обозначают лица женского пола, с суффиксами -ниц-, -иц-:
проводник-проводница
писатель-писательница
работник -работница
певец-певица
Формирование словоизменения.
Этот процесс у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В период коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.
На начальном этапе работы проводится нормирование словоизменения в диалоговой речи - на уровне словосочетаний и предложений, дальше - закрепление словоизменения в связной речи. Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР.
Первый этап.
Формирование наиболее продуктивных и простых по семантики форм.
Существительные:
• дифференциация именительного падежа единственного числа.
Второй этап.
Работа над следующими формами словоизменения
Существительные:
•понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа;
•закрепление беспредложных форм множественного числа.Прилагательные:
•согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного числа.
Третий этап.
Закреплений более сложных по семантике и внешнему оформлению
менее продуктивных форм словоизменения.
Существительные:
•употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа.
Прилагательные:
•согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.
Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, потом - в связной речи.
Формирование словоизменения существительных.
Учитывая принцип онтогенеза, семантику форм, доступность грамматического значения и внешнее оформление данного значения, формирование словоизменения существительных необходимо провести в следующей последовательности:
Дифференциация существительного падежа единственного и множественного числа.
Закрепление в речи беспредложных конструкций единственного числа в следующей последовательности:
винительный падеж (нулевые окончания -у, -а, -я),
родительный, дательный, творительный падеж (со значением орудийности).
Овладение предложно-падежными конструкциями единственного числа.
Закрепление беспредложных форм множественного числа.
Другая информация:
Структура сюжетных физкультурных занятий
С детьми раннего дошкольного возраста (1 - 4 года) рекомендуется проводить занятия по физической культуре 2 раза в неделю (по 10 - 15 мин). Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада (5 - 7 лет) проводятся 3 раза в неделю в утренние часы продолжительностью 25 - 30 минут (не счита ...
Методические особенности применения упражнений при формировании лексических
умений и навыков учащихся 7 класса
Изучив и проанализировав сложившуюся ситуацию по проблеме исследования, можно прийти к выводу, что необходимым является создание сборника упражнений. В процессе исследовательской деятельности, мы выявили наличие литературы теоретического характера, рекомендаций и разработок по данной проблеме сущес ...
Возрастные особенности юных баскетболистов
Баскетбол – одна из самых популярных игр в мире, самый массовый, представительный и зрелищный вид спорта. Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Он является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физичес ...