Третий этап- этап уточнения значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Образование названий профессий.
Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия.
В коррекционно-логопедической работе по закреплению данной модели словообразования у дошкольников с ОНР, используются только продуктивные суффиксы, так как образование названий профессий является сложным по семантике и, появляется довольно поздно в онтогенезе.
Формирование данной словообразовательной модели приводится в следующей последовательности.
1. Словообразование существительных мужского рода: - с суффиксом -щик-:
барабанщик, стекольщик, танцовщик, часовщик, сварщик, кладовщик;
- с суффиксом - чик-:
переплетчик, разведчик, грузчик, переводчик.
2. Словообразование существительных, которые обозначают лица женского пола, с суффиксами -ниц-, -иц-:
проводник-проводница
писатель-писательница
работник -работница
певец-певица
Формирование словоизменения.
Этот процесс у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В период коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.
На начальном этапе работы проводится нормирование словоизменения в диалоговой речи - на уровне словосочетаний и предложений, дальше - закрепление словоизменения в связной речи. Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР.
Первый этап.
Формирование наиболее продуктивных и простых по семантики форм.
Существительные:
• дифференциация именительного падежа единственного числа.
Второй этап.
Работа над следующими формами словоизменения
Существительные:
•понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа;
•закрепление беспредложных форм множественного числа.Прилагательные:
•согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного числа.
Третий этап.
Закреплений более сложных по семантике и внешнему оформлению
менее продуктивных форм словоизменения.
Существительные:
•употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа.
Прилагательные:
•согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.
Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, потом - в связной речи.
Формирование словоизменения существительных.
Учитывая принцип онтогенеза, семантику форм, доступность грамматического значения и внешнее оформление данного значения, формирование словоизменения существительных необходимо провести в следующей последовательности:
Дифференциация существительного падежа единственного и множественного числа.
Закрепление в речи беспредложных конструкций единственного числа в следующей последовательности:
винительный падеж (нулевые окончания -у, -а, -я),
родительный, дательный, творительный падеж (со значением орудийности).
Овладение предложно-падежными конструкциями единственного числа.
Закрепление беспредложных форм множественного числа.
Другая информация:
Методическая служба в условиях развития республиканской
системы последипломного образования педагогов
Деятельность методического кабинета улусного управления образования строилась на концептуальной идее республиканской системы последипломного образования педагогов - удовлетворять индивидуальные потребности и интересы педагогов в их профессиональном, общекультурном росте, духовном развитии. Ведущие ...
Формы и методы работы по развитию музыкального мышления младших школьников
на уроках музыки
Результаты первоначальной диагностики уровня развитости музыкального мышления младших школьников показали, что у детей данной возрастной категории данное качество недостаточно развито (высокий уровень в обеих группах представлен лишь 20-30% учащихся). Это свидетельствует о недостаточно развитом чув ...
Понятие детского коллектива в
психолого-педагогической литературе
В отечественной педагогике много внимания уделялось и уделяется разработке теории и методики воспитания в коллективе. Теория коллективного воспитания явилась достижением мировой педагогической мысли. Заключенные в коллективе большие педагогические возможности делают его могучим и ничем не заменимым ...