Материалы » Основы коррекционной педагогики

Основы коррекционной педагогики

Здоровье дошкольников – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.

Широкая распространенность функциональных отклонений и хронических болезней у детей дошкольного возраста указывает на особую актуальность и своевременность реализации одного из важных социально-значимых направлений совместного пилотного проекта Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы» в рамках экспериментальной деятельности Ресурсного Центра «Здоровый ребенок».

Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от того, насколько естественны и адекватны условия жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении закономерностям формирования его организма.

Условия детского сада должны соответствовать возрастным потребностям роста и развития ребенка и обеспечивать его гармоничное развитие, обучение и воспитание.

Одним из самых важных и мощных естественных стимуляторов роста и развития ребенка в детском саду является двигательная активность, которая оказывает влияние на формирование физиологических систем организма в соответствии с природными закономерностями, обеспечивая его жизнедеятельность и успешную адаптацию к меняющимся условиям современного мира. К сожалению, образ жизни и здоровье современных дошкольников отражают негативные влияния цивилизованного мира.

Основной приметой настоящего времени стала гипокинезия - низкая двигательная активность детей, не обеспечивающая полноценное развитие физиологических функций и укрепление защитных сил растущего организма.

В связи с этим, основным направлением здоровье сберегающей деятельности детского сада является формирование физической культуры ребенка, его внутренней потребности в двигательной активности.

Важно определить, какой вид двигательной деятельности больше всего нравится ребенку, и предоставить ему возможность заниматься им в условиях подготовленной для этого игровой физкультурно-спортивной среды.

Главным принципом воспитания здорового ребенка в детском саду является обеспечение такого уровня двигательной активности, который учитывает индивидуальные возрастные особенности организма, соответствует его функциональным возможностям и определяет необходимые и достаточные условия гармоничного развития.

Только при строгом соблюдении этого принципа возможно достижение максимальной профилактической, оздоровительной и развивающей эффективности двигательной активности ребенка в детском саду.

В связи с этим, деятельность Ресурсного центра «Здоровый ребенок», аккумулирующего современный опыт формирования здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях, направлена на создание технологий личностно-ориентированной двигательной активности и оздоровительной физической культуры.

С момента рождения малыш стремится к движениям. Благодаря движению развиваются и совершенствуются не только моторные, но и психические функции растущего организма детей, в том числе, с особенностями развития, ограниченными возможностями и особыми потребностями.

Для повышения оздоровительного и развивающего эффекта двигательной активности ребенка в детском саду проводится объективная индивидуальная оценка функциональных резервов его организма. Дети с низким уровнем функциональных резервов составляют группу наблюдения. Для таких детей разрабатываются дополнительные индивидуальные программы повышения функциональных резервов с использованием современных средств и форм индивидуальной и групповой, организованной и самостоятельной двигательной активности.

Для реализации личностно-ориентированной двигательной активности и формирования оздоровительной физической культуры ребенка в детском саду создана игровая физкультурно-спортивная среда, предоставляющая возможность свободы выбора детьми тех видов двигательной деятельности, которые в наибольшей степени отвечают внутренним потребностям и учитывают их индивидуальные предпочтения какому-либо отдельному виду движений. В Ресурсном центре имеется современное физкультурно-спортивное оборудование, в том числе, тренажеры, использование которых в разных формах двигательной активности в режиме дня позволяет развивать и совершенствовать физические качества и функциональные резервы более эффективно.

Особую значимость в формировании здоровья детей дошкольного возраста имеют периоды адаптации организма ребенка к различным социальным условиям, связанным с поступлением в детский сад и подготовкой к школе. Трудно протекающая адаптация истощает нервную систему ребенка, снижает его защитные силы, способствует формированию функциональных отклонений и заболеваний. Высокая цена адаптации резко сокращает функциональные резервы организма. Ребенок начинает часто болеть, происходит ослабление его организма и формирование хронических заболеваний. Нарушаются процессы естественного роста и развития.

В Ресурсном центре используются современные методы и средства обеспечения успешной психической и физической адаптации детей к условиям детского сада, способствующие предупреждению психоэмоционального напряжения и стресса, нарушению психического и физического здоровья.

Использование разработанных методических подходов способствуют развитию сенсорных систем организма, во многом определяющих успешность адаптации к окружающей природной и социальной среде.

Формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих является также необходимым условием воспитания здорового ребенка в детском саду. Оно осуществляется на всех этапах развития ребенка-дошкольника и учитывает особенности его моторного развития, познавательных функций и речи. Дети активно вовлекаются в творческий процесс созидания – дети рисуют, рассказывают истории и сочиняют рассказы о здоровье, а также придумывают свои физические упражнения, особенно с предметами, и охотно делятся своими «придумками» с ровесниками. Активное коллективное творчество детей – непременное условие успешности формирования культуры здоровья.

Результативность такого процесса во многом зависит от того, насколько активно участвуют в нем родители. Ведь творчество должно быть обязательно взаимным. Совместное участие родителей и детей в праздниках, досугах и викторинах, посвященных физической культуре и здоровью - неотъемлемая часть созидания здоровья.

Другая информация:

Самоорганизация младших школьников как педагогическая проблема
В психолого-педагогической литературе все чаще появляются слова: «самопознание», «самоуправление», «самоорганизация», «самореализация», «самодеятельность», «самоконтроль», «самооценка», «самовнушение», «саморазвитие». В современных концепциях развития отечественной системы образования отмечается пе ...

Экспериментальное обоснование эффективности использования ролевых игр на уроках английского языка как средство развития диалогической речи
Так как темой нашей дипломной работы является ролевая игра как средство развития диалогической речи учащихся на уроках английского языка, то для того, чтобы выявить условия эффективного использования ролевых игр как средства развития диалогической речи на уроке, необходимо провести исследование, ко ...

Различные подходы к трактовке понятия функции в курсе математики в средней школе
Задача. При каких значениях параметра а уравнение имеет ровно четыре корня? Строим графики функций и в одной системе координат, воспринимая равенство как равенство значений выбранных функций. Построим график четыре точки пересечения получаем для . При (координаты точки максимума (1,2)) получаем вер ...

Разделы

Copyright © 2017 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru