Материалы » Формирование грамматического строя речи дошкольников с ОНР III уровня » Экспериментальное исследование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Экспериментальное исследование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Страница 9

Формирование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа.

При определении последовательности работы над каждой грамматической формой учитывается комплекс следующих факторов: продуктивность флексий, ударная или безударная флексия, характер ударения в корне слова (подвижное или постоянное), наличие или отсутствие изменений в основе слова при формировании (чередования, беглые гласные и др.).

На начальном этапе работы отрабатывают формы с продуктивными флексиями под ударением, без изменений звукослоговой структуры слова при формировании.

Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа.

С учетом выделенных лингвистических факторов дифференциация единственного и множественного числа существительных, и прежде всего

закрепление формы множественного числа, проводится в следующей последовательности :

Формы множественного числа с окончанием -ы (шкаф-шкафы).

Формы множественного числа с окончанием -и (ключ-ключи).

Формы множественного числа с окончанием -а (дом-дома).

4.Формы множественного числа с окончанием -ja (дерево-деревья).

В процессе работы грамматической формы с той или иной флексией рекомендуется так же определенная последовательность. Рассмотрим эту последовательность на примере формы множественного числа с окончанием -ы:

словоформа с ударным окончанием, с одинаковой структурой основы форм слова (стол-столы);

форма множественного числа с безударным окончанием, с одинаковой звуковой структурой основой (слива-сливы);

форма множественного числа с ударным окончанием, но измененной звуковой структурой основы (чередования звуков, различение суффиксов и др.) - огурец-огурцы.

словоформа с безударным окончанием с измененной звуковой структурой основы слова (перец-перцы);

дифференциация грамматических форм с различными флексиями.

Формирование словоизменения прилагательных.

Формирование словоизменения прилагательных у детей дошкольного возраста с ОHP проходит в более поздние сроки, когда они в основном овладели системой словоизменения существительных, так как прилагательные приобретают ту или иную форму, то или иное грамматическое значение в зависимости от формы существительного.

Трудность усвоения системы словоизменения прилагательных связана с отвлеченной семантикой прилагательных и с поздним их появлением в речи у детей. Прилагательные, обозначающие признаки, свойства предметов, появляются у детей на том уровне их интеллектуального развития, когда ребенок становится способным выделять из образа предмета какой-либо признак, что, в свою очередь, вызывает потребность в обозначении словом выделенною свойства.

При формировании системы словоизменения прилагательных учитывается последовательность появления в онтогенезе форм существительных и прилагательных, фонетические особенности формирования прилагательных.

В логопедической работе рекомендуется следующая последовательность по формированию словоизменения прилагательных.

1.Согласование прилагательного с существительным в именитель ном падеже единственного и множественного числа:

-формы мужского рода:

с ударным окончанием (городской, земской, большой);

с безударным окончанием (красный, хмурый, красивый);

-формы женского рода:

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Другая информация:

Научно-исследовательская работа в высшей школе
В вузах Российской Федерации научные исследования направлены на разработку фундаментальных проблем в той области, для которой данный вуз готовит специалистов. Важное место занимают также исследования по проблемам высшей школы, совершенствованию учебного процесса, повышению качества подготовки выпус ...

Музыка как средство всестороннего развития детей
Традиционно музыка рассматривается как фактор эмоционального, творческого, эстетического и нравственного развития детей. Менее изучен аспект, связанный с воспитанием их умственной активности. Теоретические предпосылки данной проблемы прослеживаются в трудах философов Аристотеля, Демокрита, Пифагора ...

Мотивы выбора школьниками элективных курсов
Так как элективные курсы выбираются самими учащимися, они должны соответствовать их потребностям, целям обучения и мотивам выбора курса. Следует отметить, что к основным мотивам выбора элективных курсов в 9-11 классе, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов относятся ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru