Материалы » Формирование вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на уроках хора » Экспериментальное исследование возможностей музыкальных занятий в условиях дополнительного образования для развития вокально-хоровых навыков младших школьников

Экспериментальное исследование возможностей музыкальных занятий в условиях дополнительного образования для развития вокально-хоровых навыков младших школьников

Страница 7

Исходя из задач эксперимента, были условно выделены три уровня музыкально-эстетической оценки музыкальных произведений у учащихся: первый (низкий), второй (средний), третий (высокий).

На этапе формирования вокально-хоровых навыков в работу включаются одновременно почти все элементы вокально - хоровой техники, а в последующие периоды они углубляются. Их последовательность и постепенность выглядит следующим образом.

Вначале это работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Это сложный и длительный процесс, поэтому на начальном этапе обучения он сводится к овладению плавным и равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу. Такой выдох во многом зависит от верно взятого дыхания. Научить детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч помогают упражнения из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой и системе Д. Огороднова. В дальнейшем задача усложняется - дети учатся быстрому спокойному вдоху в подвижных песнях и между фразами.

Работая над развитием тембровых качеств детских голосов, с первых занятий добиваюсь естественного, ненапряжённого, мягкого и светлого звучания, начиная привитие этих качеств со средней части диапазона МИ1 - СИ1 и, постепенно, распространяя их на более широкий объём звуков.

В дальнейшем дети учатся использовать различную окраску звука в зависимости от содержания и характера песни.

Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Здесь неоценимое значение оказывают упражнения по системе В.Емельянова.

Одновременно на простых упражнениях педагог работает над выстраиванием унисона внутри хоровой группы. Чтобы добиться слитного стройного пения в коллективе, необходимо научить каждого ребёнка слышать в хоре не только свой голос, но и голоса других. Это служит основой для согласованного взаимодействия в певческом коллективе.

Положительную роль в работе над интонацией оказывает технология К.В. Тарасовой дифференцированного обучения пению. Группа детей делится на три интонационные группы, каждая из которых при пении выполняет посильные задания. По мере устранения причин, мешающих ребёнку правильно петь, он переводится в более подвинутую группу.

Такая методика помогает в работе с «гудошниками», она делится на три этапа. Первый этап 4-5 занятий, не считая индивидуального прослушивания) - обратить внимание детей на качество звучания голоса, на овладение певческими навыками (легато, мягкая атака, нормальная сила звука, свобода артикуляционного аппарата). Второй этап (5 - 10 занятий, иногда до 15 занятий) - дифференцированное обучение. Необходимо создать в хоровой группе атмосферу доброжелательности, желания помочь товарищу со стороны всех детей и вызвать стремление достигнуть успеха у самого «гудящего», подчёркнуто поощряется каждый его, хотя бы небольшой, успех. На этом этапе работа с «гудошниками» выглядит так: после показа детям песни, читается отдельно текст, затем исполняется первый куплет (или часть), а вся группа в это время поёт «про себя» с активной артикуляцией. Затем предлагается исполнить первый куплет хорошо интонирующим детям (без сидящих среди них «гудошников»), а остальные поют «про себя». Наконец, вся группа поёт со словами, на слог «лю», на гласный «у» и т.д. Так же разучиваются последующие куплеты. На последующем этапе ребёнком закрепляется добытое умение верно интонировать на вокально-ладовых упражнениях и специальном дидактическом песенном материале в общей работе с хоровой группой.

Хочется подчеркнуть, что точная интонация в детском хоровом пении и исправление фальшиво поющих - результат многих слагаемых: знание возможностей каждого ребёнка, окружение неточно интонирующих детей хорошо интонирующими, понимание детьми основ музыкальной грамоты, активизация слухового внимания, правильно поставленная вокально - хоровая работа, применение пения без инструментального сопровождения.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другая информация:

Содержательно – информационные межпредметные связи
Фактические связи. Межпредметные связи на уровне фактов – это установление родства изучаемых в разных учебных предметах фактов, подтверждающих и раскрывающих общие идеи и теории. В.И. Ленин подчеркивал: «Факты, если взять их в их целом, в их связи, не только «упрямая», но и безусловно доказательная ...

Цели, содержание и технология обучения диалогической реи
Основной целью обучения говорению является развитие у учащихся способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях. Для реализации цели необходимо развивать у учащихся навыки диалогической речи, так как в программных требованиях записано, что учащиеся должны без предварительно ...

Особенности распознавания семантически далеких значений
Следующая группа заданий была направлена на исследование распознавания семантически далеких значений. С заданиями данной группы большинство детей как экспериментальной, так и контрольной группы справились хорошо за исключением группы слов «трамвай, метро, дворник». Затруднения вызывало то, что мног ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru