Материалы » Формирование вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на уроках хора » Экспериментальное исследование возможностей музыкальных занятий в условиях дополнительного образования для развития вокально-хоровых навыков младших школьников

Экспериментальное исследование возможностей музыкальных занятий в условиях дополнительного образования для развития вокально-хоровых навыков младших школьников

Страница 6

В соответствии с данными параметрами были выявлены три уровня развития музыкальных способностей младших школьников на уроках музыки: низкий, средний, высокий.

На констатирующем этапе опытно-экспериментального исследования в ходе проверки по выделенным выше параметрам было зафиксировано преобладание среднего (Э.Г.30,2%, К.Г.31,3%) и довольно низкого (Э.Г.57,2%, К.Г.54,7%) уровней развития музыкальной культуры учащихся младшего школьного возраста, принимавших участие в эксперименте. Низкие показатели развития музыкальных способностей детей изучаемой категории обусловлены различными факторами, в том числе и недостаточной сформированностью музыкально-эстетической оценочной деятельности произведений разного жанра музыкального искусства. В то же время у детей с нормальным интеллектуальным уровнем развития сформированность музыкально-эстетической оценочной деятельности произведений разного жанра музыкального искусства находится на среднем уровне (40%). Кроме того, с помощью специальных заданий был выявлен исходный уровень эмоциональной отзывчивости учащихся на музыкальные произведения различного характера и жанра, который характеризуется следующими показателями: 47,6% учащихся экспериментальной и 45,3% контрольной групп находятся на низком уровне эмоциональной отзывчивости, 20,6% и 21,9% соответственно на среднем, а 3,2% и 4,7% - на высоком. Указанные задания включали слушание, обсуждение прослушанного произведения, исполнение песни («В мире музыки», «Музыкальное путешествие по страницам сказок» и др.) обусловлены как несформированностью обобщенных музыкальных образов и оценочных представлений, так и недостаточностью образного мышления.

При анализе основополагающими были приняты следующие принципы организации процесса музыкального воспитания (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев):

принцип связи музыкального искусства с окружающим миром, жизнью и действительностью;

принцип единства музыкального и общего психического развития детей;

учета возрастных физиологических особенностей детей;

принцип доступности музыкального обучения и др.

В процессе проведения опытно-экспериментальной работы работа велась с учётом прогнозирования индивидуальной траектории развития младшего школьника с опорой на его сильные стороны, природные склонности и музыкальные способности.

Помимо традиционных методов музыкального воспитания (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, словесный, практический),использовались и специально разработанные методы: использование музыки, изобразительной деятельности, речи и движения; метод развивающего, проблемного, игрового обучения; методы систематического и целенаправленного развития вокально-хоровых, слушательских, певческих, двигательных навыков, влияющих на развитие музыкального слуха учащихся; метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений; метод сказкотерапии; музыкальная терапия интегративный метод восстановления, укрепления и сохранения психического и физического здоровья учащегося; метод направленной визуализации. Формами музыкального воспитания являлись урочные (уроки музыки в школе), внеурочные (музыкальные игры, экскурсии, театральные представления и др.) и внешкольные (музыкальные занятия младших школьников: посещение концертов и спектаклей, слушание музыкальных передач и др.).

На обучающем этапе в работе с детьми экспериментальной группы учитывался дифференцированный подход, занятия подбирались от уровня, выделенного в констатирующем эксперименте. В контрольной группе уроки проводились по традиционной методике, соответствовавшей нормативам и установкам, сложившимся в массовой практике преподавания. Сопоставление результатов и проверка их достоверности проводились в контрольной и экспериментальной группе. Для выявления эффективности использовался тот же диагностический инструментарий, что и на этапе констатирующего эксперимента. Это позволило, на наш взгляд, объективно контролировать динамику развития музыкальной культуры, способностей детей и уровней сформированности хоровых навыков учащихся младших классов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другая информация:

Россия на Кавказе. Кавказская война XIX в
Взаимоотношения России и Кавказа имеют долгую и противоречивую историю. Принято считать, что эти взаимоотношения начались с Х века, когда Святослав, разбив хазар, добрался до косогов и ясов, жителей предгорного Кавказа, к востоку от нынешнего Азова. Здесь и образовалось русское Тмутараканское княже ...

Работа классного руководителя
В последнее время классного руководителя все чаще именуют классным воспитателем. Функции, права и обязанности классного руководителя при всех версиях названий этой должности примерно одинаковы. Поскольку деятельность школы регламентируется её Уставом, то деятельность классного руководителя тоже осн ...

Кабинет истории. Санитарно-гигиенические требования
Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. "Естественное и искусственное освещение". Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта. В помещении должно быть боковое левостор ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru