Материалы » Формирование вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на уроках хора » Экспериментальное исследование возможностей музыкальных занятий в условиях дополнительного образования для развития вокально-хоровых навыков младших школьников

Экспериментальное исследование возможностей музыкальных занятий в условиях дополнительного образования для развития вокально-хоровых навыков младших школьников

Страница 6

В соответствии с данными параметрами были выявлены три уровня развития музыкальных способностей младших школьников на уроках музыки: низкий, средний, высокий.

На констатирующем этапе опытно-экспериментального исследования в ходе проверки по выделенным выше параметрам было зафиксировано преобладание среднего (Э.Г.30,2%, К.Г.31,3%) и довольно низкого (Э.Г.57,2%, К.Г.54,7%) уровней развития музыкальной культуры учащихся младшего школьного возраста, принимавших участие в эксперименте. Низкие показатели развития музыкальных способностей детей изучаемой категории обусловлены различными факторами, в том числе и недостаточной сформированностью музыкально-эстетической оценочной деятельности произведений разного жанра музыкального искусства. В то же время у детей с нормальным интеллектуальным уровнем развития сформированность музыкально-эстетической оценочной деятельности произведений разного жанра музыкального искусства находится на среднем уровне (40%). Кроме того, с помощью специальных заданий был выявлен исходный уровень эмоциональной отзывчивости учащихся на музыкальные произведения различного характера и жанра, который характеризуется следующими показателями: 47,6% учащихся экспериментальной и 45,3% контрольной групп находятся на низком уровне эмоциональной отзывчивости, 20,6% и 21,9% соответственно на среднем, а 3,2% и 4,7% - на высоком. Указанные задания включали слушание, обсуждение прослушанного произведения, исполнение песни («В мире музыки», «Музыкальное путешествие по страницам сказок» и др.) обусловлены как несформированностью обобщенных музыкальных образов и оценочных представлений, так и недостаточностью образного мышления.

При анализе основополагающими были приняты следующие принципы организации процесса музыкального воспитания (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев):

принцип связи музыкального искусства с окружающим миром, жизнью и действительностью;

принцип единства музыкального и общего психического развития детей;

учета возрастных физиологических особенностей детей;

принцип доступности музыкального обучения и др.

В процессе проведения опытно-экспериментальной работы работа велась с учётом прогнозирования индивидуальной траектории развития младшего школьника с опорой на его сильные стороны, природные склонности и музыкальные способности.

Помимо традиционных методов музыкального воспитания (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, словесный, практический),использовались и специально разработанные методы: использование музыки, изобразительной деятельности, речи и движения; метод развивающего, проблемного, игрового обучения; методы систематического и целенаправленного развития вокально-хоровых, слушательских, певческих, двигательных навыков, влияющих на развитие музыкального слуха учащихся; метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений; метод сказкотерапии; музыкальная терапия интегративный метод восстановления, укрепления и сохранения психического и физического здоровья учащегося; метод направленной визуализации. Формами музыкального воспитания являлись урочные (уроки музыки в школе), внеурочные (музыкальные игры, экскурсии, театральные представления и др.) и внешкольные (музыкальные занятия младших школьников: посещение концертов и спектаклей, слушание музыкальных передач и др.).

На обучающем этапе в работе с детьми экспериментальной группы учитывался дифференцированный подход, занятия подбирались от уровня, выделенного в констатирующем эксперименте. В контрольной группе уроки проводились по традиционной методике, соответствовавшей нормативам и установкам, сложившимся в массовой практике преподавания. Сопоставление результатов и проверка их достоверности проводились в контрольной и экспериментальной группе. Для выявления эффективности использовался тот же диагностический инструментарий, что и на этапе констатирующего эксперимента. Это позволило, на наш взгляд, объективно контролировать динамику развития музыкальной культуры, способностей детей и уровней сформированности хоровых навыков учащихся младших классов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другая информация:

Использование историй с движениями при обучении грамматике английского языка в начальной школе
Одна из основных задач учителя на раннем этапе обучения детей иностранному языку – сделать этот предмет интересным. Важно учитывать в процессе обучения психологические особенности детей этого возраста. В предыдущих параграфах мы отмечали, что в младшем школьном возрасте дети эмоциональны и подвижны ...

Анализ учебных программ школьных курсов экономики
В настоящее время преподавателями экономики российских школ разработаны программы для всех ступеней общеобразовательной школы, включая программы для факультативных занятий и для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики. Программы отражают структуру и основные направления раз ...

Опорные задачи по теме «Многогранники»
Как уже говорилось, изучение многогранников является важнейшей частью курса стереометрии. Они дают богатый задачный материал как при изучении самой темы «многогранники», так и при изучении последующих тем стереометрии. Чаще всего в учебниках мало простых задач «на геометрические тела», поэтому на у ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru