Материалы » Формирование вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на уроках хора » Экспериментальное исследование возможностей музыкальных занятий в условиях дополнительного образования для развития вокально-хоровых навыков младших школьников

Экспериментальное исследование возможностей музыкальных занятий в условиях дополнительного образования для развития вокально-хоровых навыков младших школьников

Страница 3

О необходимости раннего обучения правильной вокализации говорил А.Е. Варламов, композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы. Он считал, что «если ребёнка учить петь с детства, при соблюдении определённой осторожности, его голос приобретает гибкость и силу, которая взрослым достаются с трудом». Это неоднократно подчёркивалось и в работах И.И. Левидова, В.А. Багадурова, Е.А. Аркина, Е.И. Алмазова, В.П. Морозова.

Изучая природу и развитие детского слуха и голоса, видный советский педагог-музыкант, кандидат педагогических наук Н.А. Метлов в своей методике определяет особенности голосового аппарата, физиологические возможности детей, их певческие умения и навыки, диапазон голосов детей, требования к песенному репертуару.

В последние годы использование комплексности и системности для более глубокого эмоционально - эстетического воздействия нашли яркое отражение в программе, разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского. В ней он подчёркивает, что активное восприятие музыки -это «основа музыкально - эстетического воспитания в целом и всех его звеньев в частности. Без активного восприятия музыки не может быть качественного пения». Это положение было взято за основу и в программе по музыкальному воспитанию, разработанной под руководством Н.А. Ветлугиной, в которой Наталья Алексеевна предлагает цикл песен-упражнений, способствующих развитию музыкальности ребёнка (ладового и ритмического чувства, звуковысотного и динамического слуха).

В современной практике широко используются вокальные упражнения педагога-музыканта и детского композитора Е.Н. Тиличеевой, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении непринуждённости и лёгкости звучания, правильного дыхания. Представляет интерес её система работы с детьми, имеющими низкий, гудящий на одном звуке голос. Она раскрывает их причины и предлагает методику выравнивания детских голосов.

Методика Г.А. Струве, художественного руководителя детской хоровой студии рассказывает о путях становления детского хора. Хор - это сложный организм, создание которого требует колоссальной энергии, знаний и умений музыкального педагога, который ставит перед детьми задачи усвоения дирижёрских жестов и выработки хорошей реакции на них. И начинать эту тонкую и очень деликатную работу замечательный педагог-практик, предлагает как можно раньше: «Как скрипач трепетно относится к своему инструменту, так и мы, взрослые, должны бережно относиться к первейшему и самому доступному инструменту, которым обладает ребёнок - его голосу».

Технология В. Емельянова, руководителя экспериментальной детской хоровой музыкальной школы г. Екатеринбурга, раскрывает направления детского академического пения. Наиболее важным он считает развитие системы голосообразующего комплекса, сгруппированный по следующим критериям: генераторный (гортань), резонаторный (рупор) и дыхательный. «Любой не предубеждённый человек может ясно представить себе, что ухом, с помощью слуха мы ничего не чувствуем, а чувствуем сердцем и ещё более «горлом», где расположены тончайшие и богато иннервированные мышцы». Музыкальные эмоции рождаются в основном с помощью нервно - мышечной системы голосового аппарата. Поэты давно это подметили, о чём говорят такие строки: «в горле - горе комом», «её душили слёзы», «радость клекочет в горле» и т. п. Вот почему в методике В.Емельянова первостепенное значение уделяется развитию голосового аппарата. Представляет интерес и разработанная им система мер по охране и защите детского голоса.

И, наконец, «Методика комплексного музыкально - певческого воспитания» Д.Е. Огороднова - научный труд, как нельзя лучше отвечающий духу нашего времени. Эту книгу можно назвать кодексом музыканта. Исходные позиции его методики предполагают использование всех внутренних ресурсов разных сторон способностей детей в их взаимодействии, чему в значительной мере способствует система записи вокально-ладовых упражнений. Запись позволяет наглядно и чётко выразить действия ребёнка при выполнении им вокального упражнения и, таким образом, «алгоритмировать» процесс выработки основных вокальных навыков. В результате, все стороны музыкального воспитания удаётся объединить в единый педагогический процесс, осуществляя этим один из самых важных принципов педагогики - принцип комплексного воспитания. Песня и выучивается гораздо скорее и помнится лучше, когда «при работе над вокальной стороной включаются в действие многие и разнообразные «рычаги»: эмоциональность, воображение, сознательность, не говоря уже о главном - правильной и полноценной работе голосового аппарата» (Д. Огороднов).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другая информация:

Виды семейных взаимоотношений
Проблемы, которые волнуют ребенка, для родителей не представляют ничего серьезного, так как они уже их преодолели и забыли. Юность кажется им безоблачной и беспроблемной, то есть идеальным временем, в котором все просто и легко. А то, что для родителей является важным, о чем они хотели бы предупред ...

Внеклассная деятельность как одна из форм работы
Вопросу внеурочной деятельности посвятили свои исследования такие авторы, как В. О. Кутьев, В. Д. Шадриков, И. Д. Демакова и др. Так, В. О. Кутьев в своей работе "Внеурочная деятельность школьников" отмечает, что "внеурочная деятельность - это такая организация труда, познания и обще ...

Экспериментальная работа по изучению использования активных форм и методов во внеклассной работе по химии
Работа по изучению использования активных форм и методов во внеклассной работе со школьниками проводилась в лицее № 5 в 9-х классах. Эксперимент состоял из нескольких этапов: 1. Подготовительный этап Предварительно были изучены научная и методическая литература, опыт учителей во внеклассной работе, ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru