Материалы » Формирование вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на уроках хора » Экспериментальное исследование возможностей музыкальных занятий в условиях дополнительного образования для развития вокально-хоровых навыков младших школьников

Экспериментальное исследование возможностей музыкальных занятий в условиях дополнительного образования для развития вокально-хоровых навыков младших школьников

Страница 4

Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов выстроила собственную систему формирования певческих навыков ребёнка младшего школьного возраста. Для этого были систематизированы вокальные упражнения Е.Тиличеевой, Н.Ветлугиной и адаптированы к уровню вокальных возможностей ребёнка упражнения на развитие голосового аппарата по системе В.Емельянова и упражнения на развитие напевности Д.Огороднова.

Поставив целью работы - формирование детского голосового аппарата, песенных и исполнительских умений и навыков детей младшего школьного возраста, а также заручившись поддержкой педагогов и родителей, необходимо направлять по воплощению своих идей по созданию для детей такой атмосферы, которая бы побуждала их к свободе самовыражения, через общение с вокальным искусством и активную эстетическую деятельность.

Чтобы добиться положительных результатов в данной деятельности были сформулированы следующие задачи:

1) достижение выравнивания звучания детского голоса, естественного лёгкого пения, чистоты и полётности детского голоса;

2) развитие музыкального слуха, выработка чистоты интонирования;

3) достижение искренности исполнения детьми песен, их умения раскрыть художественный образ песни, формирование у детей музыкально-эстетических эмоций;

4) усвоение навыков хорового пения;

5) развитие детского песенного творчества.

Было разработано поэтапное осуществление поставленной цели и задач.

Вначале, чтобы определить природный тип детского голоса, его особенности, диапазон его звучания, чистоту интонирования мелодий, было проведено предварительное индивидуальное диагностирование по методике О.П. Радыновой и А.И. Катинене, которое показало, что не у всех детей достаточно хорошо развиты вокальные навыки и умения. Были выявлены такие проблемы, как маленький песенный диапазон, недостаточная сформированность звуковысотного, ладового и ритмического чувства, нет ансамблевого строя, навыков хорового пения.

На основании результатов диагностики педагог приступила к подбору репертуара. Это, пожалуй, самая важная и сложная задача - найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения. Понимая, какая огромная ответственность лежит на музыкальном руководителе за выбор песенного материала, было обращено внимание к народной музыке, как «к роднику, который питает всю музыкальную классику.

Был подобран интересный и доступный фольклорный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Ведь народные песни вызывают у детей всплеск положительных эмоций, создают радостное настроение, воспитывают оптимистический характер.

В музыкальной жизни воспитанников ДМШ фольклор тесно переплетается с классикой и современностью. Подбор в репертуарный план песен В. Шаинского, Б. Савельева, Г. Гладкова, А. Филиппенко, Т. Попатенко, Г. Струве, Г. Вихаревой вызывает у детей светлые, радостные эмоции, эти вокальные произведения надолго остаются любимыми в их репертуаре. Желание порадовать, удивить своих воспитанников, избрать такие темы песен, которые наиболее интересны им и созвучны предстоящему празднику, развлечению, заставило меня внести свою лепту в создание песен для детей (иногда только музыки на стихи детских поэтов - современников, но чаще, на собственные стихи). Идеи этих песен рождались под впечатлением разговоров с детьми, из наблюдений за их играми. Многие из них навеяны собственными детскими воспоминаниями педагога /нотный материал.

Итак, репертуар выбран, и первое, с чего начинается вокально -хоровая работа, это воспитание слухового внимания детей к новому произведению. Различные методические приёмы, применяемые мною в воспитательно-образовательном процессе, подготавливали детей к целенаправленному прослушиванию песни. Это и краткое вступительное слово о данном произведении, где сообщалось название песни, авторов музыки и текста, и пояснение непонятных слов, и предварительное чтение стихотворений, и мини рассказ, настраивающий детей на более глубокое восприятие музыкального образа, и разгадывание загадок, ребусов, и вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа. Такие приёмы помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более внимательно её слушать и приступить к разучиванию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другая информация:

Развитие лексики в онтогенезе
Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. В словаре ребёнка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова о ...

Специфика образовательного сервиса на современном этапе
Образовательный сервис на современном этапе является одним из самых значительных и динамичных элементов социальной инфраструктуры. Родоначальником современной системы образования, которой мир пользуется уже четвертое столетие, по праву считается Ян Амос Коменский. Изменялись формы правления, сходил ...

Принципы построения современных систем непрерывного образования на основе интернет-технологий
Современное состояние общества таково, что персонал практически любого предприятия должен постоянно повышать свою компетентность. Таким образом должен реализовываться принцип «образование – через всю жизнь». Очевидно, что занятое население не всегда имеет возможность физически присутствовать в учеб ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru