Материалы » Формирование вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на уроках хора » Экспериментальное исследование возможностей музыкальных занятий в условиях дополнительного образования для развития вокально-хоровых навыков младших школьников

Экспериментальное исследование возможностей музыкальных занятий в условиях дополнительного образования для развития вокально-хоровых навыков младших школьников

Страница 8

Пение a-capella представляет для детей большую сложность, поэтому с самого начала обучения детей вокально - хоровым навыкам необходимо заняться кропотливой работой по обучению пению в унисон без всякой поддержки инструмента. При таком пении дети чувствуют себя более самостоятельными. Активность каждого ребёнка возрастает, малейшие шероховатости, скрадывающиеся при аккомпанементе, хорошо слышны. Детский хор в руках педагога становится более гибким и творческим. Появляется возможность пропевания произведений в самых различных тональностях: на полтона, на тон выше или ниже. У музыкального руководителя освобождаются руки и хористы, уже с первых упражнений, приучаются к дирижёрским жестам. Усвоив их, на последующих занятиях дети начинают осваивать ручные знаки, причём, они не только видят, но и сами повторяют их. Эти упражнения приносят ощутимую пользу. Дети очень любят их и воспринимают как игру.

Заключительный этап хоровой работы - собственно разучивание песни. В обычном понимании (запоминание мелодии и текста) процедура «разучивания» - самый неблагоприятный и даже опасный для детского голоса этап. Поэтому необходимо стараться свести его к минимуму, чтобы сберечь время для полноценной вокально - художественной работы.

Многолетняя практика музыкального руководителя показала, что очень полезна длительная и упорная вокальная работа над небольшим количеством отобранных песен. Многократное и всё более совершенное исполнение одного и того же вокального материала создаёт благоприятные условия для тренировки голосового органа, для совершенствования певческих навыков ребёнка.

Очень часто при разучивании применяется приём дробления песни на части с последующим соединением усвоенных порознь элементов, когда включаются уже все средства музыкальной выразительности (темп, динамические оттенки и т. п.). Чтобы облегчить детям разучивание песни можно использовать запись: нотную или, чаще, схематическую, при этом обязательно показываем с детьми направление движения мелодии рукой.

В работе над песней всегда придерживаюсь строгой последовательности. Вначале - тренировка голоса на вокально - ладовых упражнениях по технологии Д. Огороднова, с учётом трудностей, встречающихся в данной конкретной песне. Для этого были специально адаптированы алгоритмы формирования певческого звука к возможностям детей младшего школьного возраста. Только после этого приступили к вокальной работе над песней, используя и развивая то, чего добивалась ранее в работе над упражнениями (прежде всего, правильное формирование певческого звука и полноценных выразительных гласных), не забывая при этом о художественном образе, который выявляется средствами вокала. Только такая работа над песней имеет смысл.

Такая обширная работа по вокальному воспитанию детей дала свои результаты. Воспитанники ДМШ полюбили песню, научились владеть своим голосом, понимать многие вокальные термины, дирижёрские жесты. Дети научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии, начинать петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук, слышать и оценивать правильное и неправильное пение. Всё это отчётливо прослеживается в результатах итоговой диагностики.

Проверка эффективности педагогических условий (единство содержания, целей и задач обучения с учетом психолого-возрастных особенностей развития детей, создание положительного эмоционального фона на уроке музыки, увеличение роли игровой музыкальной деятельности, целенаправленное педагогическое руководство, стимулирующее творческие проявления учащихся и предполагающее сотворчество учителя и воспитуемых на уроке музыки, а также разработка и апробация методов обучения, (методы систематического и целенаправленного развития вокально-хоровых, слушательских, певческих, двигательных навыков), сочетание урочной и внеурочной музыкальной деятельности младших школьников и внешкольные формы общения с музыкой) использования музыкального искусства в процессе воспитания младших школьников была осуществлена на этапе формирующего эксперимента.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другая информация:

Модель и характеристика классного руководителя
Модель (от лат. Modulus – мера, образец) – любой образ, аналог (мысленный или условный) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели), используемый в качестве его «заместителя», «представителя». Исследовательская компетентность – знания, опыт в области педагогического исслед ...

Анализ программы по изобразительному искусству и художественному труду под редакцией Б.М. Неменского
Прежде всего, мы выбрали эту программу, потому что в ней предоставлено большее количество часов, а именно в 6 классе для изучения этой темы посвящена полная (первая) четверть учебного года (8 часов). За этот период, можно непрерывно и не опираясь на остаточные знания ознакомить и научить детей виде ...

Особенности школьного экономического образования в профильном обучении
Потребность в профессиональном самоопределении – одна из ведущих потребностей, она выступает как фактор развития личности. Одно из средств удовлетворения этой потребности в современной школе – дифференцированное обучение. В XX в. российская школа накопила немалый опыт в этой области. Достаточно пер ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru