Материалы » Формирование вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на уроках хора » Экспериментальное исследование возможностей музыкальных занятий в условиях дополнительного образования для развития вокально-хоровых навыков младших школьников

Экспериментальное исследование возможностей музыкальных занятий в условиях дополнительного образования для развития вокально-хоровых навыков младших школьников

Страница 8

Пение a-capella представляет для детей большую сложность, поэтому с самого начала обучения детей вокально - хоровым навыкам необходимо заняться кропотливой работой по обучению пению в унисон без всякой поддержки инструмента. При таком пении дети чувствуют себя более самостоятельными. Активность каждого ребёнка возрастает, малейшие шероховатости, скрадывающиеся при аккомпанементе, хорошо слышны. Детский хор в руках педагога становится более гибким и творческим. Появляется возможность пропевания произведений в самых различных тональностях: на полтона, на тон выше или ниже. У музыкального руководителя освобождаются руки и хористы, уже с первых упражнений, приучаются к дирижёрским жестам. Усвоив их, на последующих занятиях дети начинают осваивать ручные знаки, причём, они не только видят, но и сами повторяют их. Эти упражнения приносят ощутимую пользу. Дети очень любят их и воспринимают как игру.

Заключительный этап хоровой работы - собственно разучивание песни. В обычном понимании (запоминание мелодии и текста) процедура «разучивания» - самый неблагоприятный и даже опасный для детского голоса этап. Поэтому необходимо стараться свести его к минимуму, чтобы сберечь время для полноценной вокально - художественной работы.

Многолетняя практика музыкального руководителя показала, что очень полезна длительная и упорная вокальная работа над небольшим количеством отобранных песен. Многократное и всё более совершенное исполнение одного и того же вокального материала создаёт благоприятные условия для тренировки голосового органа, для совершенствования певческих навыков ребёнка.

Очень часто при разучивании применяется приём дробления песни на части с последующим соединением усвоенных порознь элементов, когда включаются уже все средства музыкальной выразительности (темп, динамические оттенки и т. п.). Чтобы облегчить детям разучивание песни можно использовать запись: нотную или, чаще, схематическую, при этом обязательно показываем с детьми направление движения мелодии рукой.

В работе над песней всегда придерживаюсь строгой последовательности. Вначале - тренировка голоса на вокально - ладовых упражнениях по технологии Д. Огороднова, с учётом трудностей, встречающихся в данной конкретной песне. Для этого были специально адаптированы алгоритмы формирования певческого звука к возможностям детей младшего школьного возраста. Только после этого приступили к вокальной работе над песней, используя и развивая то, чего добивалась ранее в работе над упражнениями (прежде всего, правильное формирование певческого звука и полноценных выразительных гласных), не забывая при этом о художественном образе, который выявляется средствами вокала. Только такая работа над песней имеет смысл.

Такая обширная работа по вокальному воспитанию детей дала свои результаты. Воспитанники ДМШ полюбили песню, научились владеть своим голосом, понимать многие вокальные термины, дирижёрские жесты. Дети научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии, начинать петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук, слышать и оценивать правильное и неправильное пение. Всё это отчётливо прослеживается в результатах итоговой диагностики.

Проверка эффективности педагогических условий (единство содержания, целей и задач обучения с учетом психолого-возрастных особенностей развития детей, создание положительного эмоционального фона на уроке музыки, увеличение роли игровой музыкальной деятельности, целенаправленное педагогическое руководство, стимулирующее творческие проявления учащихся и предполагающее сотворчество учителя и воспитуемых на уроке музыки, а также разработка и апробация методов обучения, (методы систематического и целенаправленного развития вокально-хоровых, слушательских, певческих, двигательных навыков), сочетание урочной и внеурочной музыкальной деятельности младших школьников и внешкольные формы общения с музыкой) использования музыкального искусства в процессе воспитания младших школьников была осуществлена на этапе формирующего эксперимента.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другая информация:

Характеристика организованного общения как средства обучения групповому взаимодействию старших подростков
В данном разделе рассмотрим понятие "организованное общение". Организованное общение - такое взаимодействие воспитанников, которое осуществляется под руководством педагога в специальных формах и имеет своей целью обучение детей гумманному взаимодействию. Основной отличительной особенность ...

Структурные барьеры рынка образовательных услуг Пензенской области
Рынок образовательных услуг является достаточно открытым для проникновения конкурентов, с высоким уровнем дохода от основной (оказание образовательных услуг) и вспомогательной (консалтинговая, издательская и полиграфическая деятельность, сдача помещений в аренду, коммерческая деятельность и др.) де ...

Основные этапы развития образования в России
Воспитание на Руси до принятия христианства осуществлялось преимущественно в семьях — воспитание земледельцев и ремесленников. Особо было организовано воспитание будущих дружинников и волхвов. С периода от принятия христианства до середины XIII в. утвердилась новая идеология русского государства, с ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru