Материалы » Формирование вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на уроках хора » Экспериментальное исследование возможностей музыкальных занятий в условиях дополнительного образования для развития вокально-хоровых навыков младших школьников

Экспериментальное исследование возможностей музыкальных занятий в условиях дополнительного образования для развития вокально-хоровых навыков младших школьников

Страница 10

звуковысотный слух, чистота интонации, пение a-capella - 17%;

вокальная техника (пение естественным звуком, овладение певческим дыханием, артикуляция звуков) - 19%;

вокальное творчество (способность найти нужную интонацию в заданном жанре, характере, на заданный текст) - 3%;

то к концу эксперимента обучения усвоения возрос соответственно до 65% (звуковысотный слух), 84% (вокальная техника) и 81% (песенное творчество).

Результаты эффективности проведённой работы чётко прослеживаются в сравнении сводных диагностических данных развития вокальных умений и навыков детей, проведённых по методике О.П. Радыновой и А.И.Катинене:

Рис.3. А.Предварительная диагностика

Рис.3. Б. Промежуточная диагностика

Рис.3 В.Итоговая диагностика

Рис.3 Диаграммы уровня развития вокальных навыков и умений

Рис.4. Мониторинг диагностических показателей развития вокальных умений, навыков и вокального творчества детей (сводные данные). Условные обозначения: нижняя позиция шкалы - результат начальной диагностики, верхняя позиция шкалы - результат итоговой диагностики

Выводы по работе можно подразделить на две группы – общепедагогические и по итогам эксперимента.

1.Общепедагогические выводы:

Воспитательные и организационные возможности хоровой музыки огромны. Практический опыт показывает, что при интегрированном подходе, изучая народный и современный фольклор, церковную и классическую музыку, воспитанники проникаются ощущением ответственности, ценности своей жизни и жизни окружающих, научаются высокой нравственности и красоте человеческого общения, развивают певческие навыки: учатся естественно и правдиво передавать в звуке тончайшие оттенки человеческого настроения, что является высшей трудностью и высшей степенью вокального мастерства; развивают музыкальный слух, чувство ритма, память, дикцию и культуру речи.

В применении к детской психологии, к детям значение хорового пения как фактор воспитывающего, поднимающего уровень всех их занятий, возрастает неимоверно. В отличие от взрослых, умудренных жизненным опытом, воспринимающих искусство не только эмоционально, но и на основе своего жизненного опыта, дети, с самых ранних лет входящие в мир искусства, впитывает эстетические впечатления одновременно с восприятием окружающего мира. Дети, поющие в хорошем хоре, где ставятся определенные художественно - исполнительские задачи, выполняют их параллельно с выполнением пусть маленьких, но для них очень важных «детских» жизненных задач.

Хоровое пение - искусство массовое, оно предусматривает главное - коллективное исполнение художественных произведений. А это значит, что чувства, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей.

Осознание детьми того, что когда они поют вместе, дружно, то получается хорошо и красиво, осознание каждым из них того, что он участвует в этом исполнении и что песня, спетая хором, звучит выразительней и ярче, чем если бы он спел её один, - осознание этой силы коллективного исполнения оказывает на юных певцов колоссальное воздействие.

Через хоровую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение – это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств. В школьных хорах дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве.

2.Выводы по итогам исследования:

На констатирующем этапе опытно-экспериментального исследования в ходе проверки по выделенным выше параметрам было зафиксировано преобладание среднего (Э.Г.30,2%, К.Г.31,3%) и довольно низкого (Э.Г.57,2%, К.Г.54,7%) уровней развития музыкальной культуры учащихся младшего школьного возраста, принимавших участие в эксперименте. Низкие показатели развития музыкальных способностей детей изучаемой категории обусловлены различными факторами, в том числе и недостаточной сформированностью музыкально-эстетической оценочной деятельности произведений разного жанра музыкального искусства. В то же время у детей с нормальным интеллектуальным уровнем развития сформированность музыкально-эстетической оценочной деятельности произведений разного жанра музыкального искусства находится на среднем уровне (40%). Кроме того, с помощью специальных заданий был выявлен исходный уровень эмоциональной отзывчивости учащихся на музыкальные произведения различного характера и жанра, который характеризуется следующими показателями: 47,6% учащихся экспериментальной и 45,3% контрольной групп находятся на низком уровне эмоциональной отзывчивости, 20,6% и 21,9% соответственно на среднем, а 3,2% и 4,7% - на высоком. Динамика сформированности хоровых навыков младших школьников, представленная наглядно подтверждает положительный педагогический эффект использования контрастных по характеру музыкальных произведений разных жанров. Если в начале формирующего эксперимента сумма показателей сформированности хоровых навыков учащихся с высоким и средним уровнем соответствовала в экспериментальной группе 42,9%, а в контрольной 45,4%, то в конце она составляла 71,5% и 64%. Эффективность сформированности хоровых навыков учащихся этих уровней в экспериментальной группе возросла в 2,2 раза по сравнению с контрольными классами.Если на начальном этапе опытной работы по всем основным критериям вокального воспитания диагностика показала низкий процент усвоения:

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Другая информация:

Международные форматы и спецификации представления образовательной информации в информационных системах
Индустрия компьютерных средств обучения развивается на протяжении уже более двадцати пяти лет. На первых порах в учебном процессе использовались различные программно-методические комплексы для освоения студентами элементов информационных технологий. Примерами таких комплексов могут служить учебно-и ...

Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста
Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед также должен хорошо представлять ...

Практическое применение методик разрешения конфликта
Разберем на примере педагогического конфликта одну из методик по его решению и представим несколько рекомендаций и правил поведения педагога в конфликтных ситуациях. Подводились итоги успеваемости в студенческой группе. На первое место претендовала студентка Катя Н. Неожиданно для нее куратор объяв ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru