Материалы » Организация деятельности педагога над проблемной темой » Определение логической структуры психолого-педагогического исследования и его научного аппарата

Определение логической структуры психолого-педагогического исследования и его научного аппарата

Страница 1

Для четкого определения границ проблемной темы, уяснения того, чем вы будете заниматься, необходимо определить:

а) проблему; б) цель вашей работы; в) объект и предмет исследования; г) гипотезу; д) задачи.

Зачастую педагоги-практики не придают значения выделенным компонентам, считая их необязательными.

Тем не менее, именно их выделение позволяет уточнить содержание деятельности, определить направление поиска, исключить лишнее и ненужное, сузить границы поиска в работе над проблемной темой, сосредоточить внимание на главном и существенном.

Проблема исследования – нечто неизвестное в науке (что очень существенно) и отражает противоречия процесса познания на его исторически определенном этапе. Сущность проблемы – противоречие между должным и сущим.

Например, противоречие межу реальным и необходимым уровнем нравственно эстетической культуры школьников.

Именно поиск путей разрешения соответствия между реальной и необходимой нравственно-эстетической культуры школьников составляет проблему исследования, т.е. проблема логически вытекает из противоречия.

Имеется немало фактов, когда исследователь считает тему актуальной и берется за ее решение, просто не зная, что есть уже разработанные рекомендации, наработанные материалы, выводы, и тогда работа сводится к внедрению рекомендаций психолого-педагогических наук.

Выделение проблемы позволит Вам еще раз уточнить проблемную тему.

Объект исследования – это то педагогическое явление, процесс изучения сущности, свойств, отношений которого станет главным в Вашей работе.

Для простоты сказанного можно дать следующий совет: в проблемной теме необходимо выделить ключевое слово или ключевое словосочетание, которое и будет объектом.

Иначе говоря, каждый из работающих над проблемной темой должен будет определить, что в самой теме представляет интерес для исследования.

Например, проблемная тема «Условия эффективного развития нравственной культуры школьников»: ключевое словосочетание – «нравственная культура», т.е. нас будет интересовать этот феномен, его свойства, составляющие, связи между ними.

Предмет исследования – это конкретные элементы, связи, отношения объекта, которые подлежат исследованию в работе над проблемной темой.

Т.е. предмет исследования либо совпадает с объектом, либо уже его.

Попытаемся изобразить это в виде схемы.

А

Рис. 1

Если изучаемый объект А состоит из взаимосвязанных элементов 1,2,3, то мы можем более детально изучить либо один из элементов, либо два, либо все три, либо связи и отношения между ними, либо условия оптимального функционирования системы А, и т.д.

Например, если объектом проблемной темы является содержание нравственно-эстетической культуры, то объектом может служить:

процесс вооружения учащихся этим содержанием;

условия, необходимые для эффективного усвоения содержания;

организация взаимодействия учащихся по усвоению содержания и т.д.

Таким образом, объект и предмет исследования четко определяют границы работы над проблемной темой.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Опытно-экспериментальное изучение музыкальных способностей детей с нарушенным зрением
Дети с нарушением зрения в силу своего дефекта испытывают определенные трудности в овладении различными видами деятельности, но в то же время компенсаторные механизмы позволяют им добиваться определенных успехов в той или иной деятельности. Это обусловлено тем, что «человеческий организм располагае ...

Опытно-экспериментальная работа по использованию дидактических игр на уроках математики в начальных классах
Нами был проведен эксперимент, главной целью которого было выяснение, как дидактические игры развивают познавательную деятельность. Для экспериментальной работы была выбрана база исследования МОУ СОШ д. Исянгильдино Хайбуллинского района. Экспериментальная работа проводилась во 2-ом классе по прогр ...

Целостный подход
В контексте приобщения человека к социокультурному наследию целостный подход предполагает формирование целостной личности как сложной био-психо-социокультурной системы, которая конструируется в процессе ее целенаправленного образования, с одной стороны, и стихийного саморазвития, с другой. Действит ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru