Материалы » Организация деятельности педагога над проблемной темой » Определение логической структуры психолого-педагогического исследования и его научного аппарата

Определение логической структуры психолого-педагогического исследования и его научного аппарата

Страница 1

Для четкого определения границ проблемной темы, уяснения того, чем вы будете заниматься, необходимо определить:

а) проблему; б) цель вашей работы; в) объект и предмет исследования; г) гипотезу; д) задачи.

Зачастую педагоги-практики не придают значения выделенным компонентам, считая их необязательными.

Тем не менее, именно их выделение позволяет уточнить содержание деятельности, определить направление поиска, исключить лишнее и ненужное, сузить границы поиска в работе над проблемной темой, сосредоточить внимание на главном и существенном.

Проблема исследования – нечто неизвестное в науке (что очень существенно) и отражает противоречия процесса познания на его исторически определенном этапе. Сущность проблемы – противоречие между должным и сущим.

Например, противоречие межу реальным и необходимым уровнем нравственно эстетической культуры школьников.

Именно поиск путей разрешения соответствия между реальной и необходимой нравственно-эстетической культуры школьников составляет проблему исследования, т.е. проблема логически вытекает из противоречия.

Имеется немало фактов, когда исследователь считает тему актуальной и берется за ее решение, просто не зная, что есть уже разработанные рекомендации, наработанные материалы, выводы, и тогда работа сводится к внедрению рекомендаций психолого-педагогических наук.

Выделение проблемы позволит Вам еще раз уточнить проблемную тему.

Объект исследования – это то педагогическое явление, процесс изучения сущности, свойств, отношений которого станет главным в Вашей работе.

Для простоты сказанного можно дать следующий совет: в проблемной теме необходимо выделить ключевое слово или ключевое словосочетание, которое и будет объектом.

Иначе говоря, каждый из работающих над проблемной темой должен будет определить, что в самой теме представляет интерес для исследования.

Например, проблемная тема «Условия эффективного развития нравственной культуры школьников»: ключевое словосочетание – «нравственная культура», т.е. нас будет интересовать этот феномен, его свойства, составляющие, связи между ними.

Предмет исследования – это конкретные элементы, связи, отношения объекта, которые подлежат исследованию в работе над проблемной темой.

Т.е. предмет исследования либо совпадает с объектом, либо уже его.

Попытаемся изобразить это в виде схемы.

А

Рис. 1

Если изучаемый объект А состоит из взаимосвязанных элементов 1,2,3, то мы можем более детально изучить либо один из элементов, либо два, либо все три, либо связи и отношения между ними, либо условия оптимального функционирования системы А, и т.д.

Например, если объектом проблемной темы является содержание нравственно-эстетической культуры, то объектом может служить:

процесс вооружения учащихся этим содержанием;

условия, необходимые для эффективного усвоения содержания;

организация взаимодействия учащихся по усвоению содержания и т.д.

Таким образом, объект и предмет исследования четко определяют границы работы над проблемной темой.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Содержание и формы трудового воспитания младших школьников
Включение детей в труд необходимо осуществлять с учетом физиологии детей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей. Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношен ...

Международные форматы и спецификации представления образовательной информации в информационных системах
Индустрия компьютерных средств обучения развивается на протяжении уже более двадцати пяти лет. На первых порах в учебном процессе использовались различные программно-методические комплексы для освоения студентами элементов информационных технологий. Примерами таких комплексов могут служить учебно-и ...

Речевые нарушения в раннем возрасте
Неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, во время родов (родовая травма, асфиксия), в первые годы жизни ребенка являются причиной различных речевых расстройств. Структура речевой недостаточности и процессы компенсации во многом определяются временем поражения центральной нервн ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru