Материалы » Формирование вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на уроках хора » Экспериментальное исследование возможностей музыкальных занятий в условиях дополнительного образования для развития вокально-хоровых навыков младших школьников

Экспериментальное исследование возможностей музыкальных занятий в условиях дополнительного образования для развития вокально-хоровых навыков младших школьников

Страница 1

Эксперимент проводился в условиях музыкальной школы с разными составами групп по два раза. В ходе эксперимента применялись следующие педагогические приемы, позволяющие поддерживать интерес детей к данной деятельности: комбинации с индивидуальным и ансамблевым пением при освоении понятий солист, дуэт, трио, квартет; сравнение звучания голосов отдельных учащихся в распевах гласных по звонкости и протяжности; проведение краткого конкурса солистов на длительность распевов с замером времени фонации по секундомеру (зафиксирован рекорд в 1-м классе - 7 лет – распев «У» длительностью 18 секунд); проведение краткого конкурса дуэтов на распевы в унисон; введение оценочных критериев в виде правил пения: звонко, протяжно – для солистов, с дополнением правила точно – для унисонов; введение задания давать оценку всем составом класса (группы), для чего применять условные движения руками (оценка хорошо) – большой палец в кулаке вверх, оценка плохо – вниз, не уверен – горизонтально). Для внешкольного состава вводилось условие «выход» на исполнение, как требование артистическое.

По результатам эксперимента можно сделать следующие выводы:

Распевы (слов) позволяют развивать музыкально-слуховые представления детей одновременно с воспитанием музыкального слуха без необходимости предварительных накоплений. При этом развитию подлежит весь комплекс действий за счет самостоятельности их освоения учеником. Активность ученика постоянно подкрепляется интересом к процессу самопознания, частью которого является распев как способность интонирования.

Распев простых гласных и односложных слов дает ученику материал для музыкального опыта как переходный от системы «голос-слух» на систему «слух-голос-слух». Этот опыт (материал) служит усовершенствованию музыкально-слуховых представлений и музыкального слуха в целом на интонационной основе за счет способности интонирования. Вступая в силу на этапе усовершенствования, значение системы «слух-голос-слух» возрастает, создавая психологически прочную основу комплекса ощущений по линиям звуковысотности и ритма.

Распев двусложных слов при действии системы «слух-голос-слух» проецирует операции с музыкально-слуховыми представлениями по ощущению ритма, чувство которого в распеве возникает по способности интонирования, закрепляясь затем на распевах трехсложных слов. Введение хлопка на ударный слог распевных слов синхронизирует распев, выделяя сильное и слабое время в тоне распева.

Так, ритм входит в сознание через действие, именно поэтому ощущение ритма намеренно вызывается педагогом прежде понятия «ритм» в его словесном выражении. Внимание ученика направляется на отслеживание порядка ударных и безударных слогов в распевах двухсложных, а затем и трёхсложных слов. Следует подчеркнуть, что для воспроизведения двухсложных распевов достаточно одного урока. Сравнение свежих впечатлений с ощущениями, полученными на предыдущем уроке (разницы во времени сильных и слабых импульсов, исходящих от слогов распеваемых слов), прочно закрепляется в сознании ученика, как смена игры воображения.

Проверку на прочность усвоения даёт задание, в котором ученик должен определить ритм в прочитанных им или произнесённых учителем словах, которые ученик произносит, знакомясь с ними как с «неправильными названиями длительностей». Произнося это нараспев в той очерёдности, которая определена изначально соотношением ударных и безударных слогов в заданных словах, ученик проходит тест на прочность усвоения ритма и как понятия, и как музыкального термина. В данном методе понятие «ритм» считается прочно закреплённым уже на этапе двухсложных распевов, если ученик воспринимает различие сильного и слабого времени и переводит это воспринимаемое различие на язык ритмических слогов. Постепенно в сознание ученика закрепляется понятие интервала, что окончательно завершается на этапах сольмизации. Если ритмические слоги на этапах ритмизации выполняли посредническую роль между ощущением ритма и понятием ритма, то на этапах сольмизации к посреднической роли привлекается диапазон голоса. Ощущение крайних его частей в распевах даёт самое яркое и отчётливое представление об интервале как о созвучии. Понятие интервала считается закрепленным, если ученик воспринимает различие от изменения в голосе одного тона и унисон и октаву как созвучия двух различных голосов. Это позволяет вводить словесные названия интервалов как норму, последовательно группируя по мере возрастания числа от 1 до 8.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Характеристика организованного общения как средства обучения групповому взаимодействию старших подростков
В данном разделе рассмотрим понятие "организованное общение". Организованное общение - такое взаимодействие воспитанников, которое осуществляется под руководством педагога в специальных формах и имеет своей целью обучение детей гумманному взаимодействию. Основной отличительной особенность ...

Тряпичная кукла
Традиционной игрушкой в быту русской деревни с давних времен была тряпичная кукла. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Матерчатая кукла – пр ...

Технология проблемного обучения
Проблемное обучение не является совершенно новой педагогической технологией. Его применяли практически на протяжении всего XX в. Это объясняется тем, что проблемность является одной из закономерностей познания, стимулирует поисковую деятельность ученика, развитие его творческого мышления. В последн ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru