Материалы » Формирование вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на уроках хора » Экспериментальное исследование возможностей музыкальных занятий в условиях дополнительного образования для развития вокально-хоровых навыков младших школьников

Экспериментальное исследование возможностей музыкальных занятий в условиях дополнительного образования для развития вокально-хоровых навыков младших школьников

Страница 1

Эксперимент проводился в условиях музыкальной школы с разными составами групп по два раза. В ходе эксперимента применялись следующие педагогические приемы, позволяющие поддерживать интерес детей к данной деятельности: комбинации с индивидуальным и ансамблевым пением при освоении понятий солист, дуэт, трио, квартет; сравнение звучания голосов отдельных учащихся в распевах гласных по звонкости и протяжности; проведение краткого конкурса солистов на длительность распевов с замером времени фонации по секундомеру (зафиксирован рекорд в 1-м классе - 7 лет – распев «У» длительностью 18 секунд); проведение краткого конкурса дуэтов на распевы в унисон; введение оценочных критериев в виде правил пения: звонко, протяжно – для солистов, с дополнением правила точно – для унисонов; введение задания давать оценку всем составом класса (группы), для чего применять условные движения руками (оценка хорошо) – большой палец в кулаке вверх, оценка плохо – вниз, не уверен – горизонтально). Для внешкольного состава вводилось условие «выход» на исполнение, как требование артистическое.

По результатам эксперимента можно сделать следующие выводы:

Распевы (слов) позволяют развивать музыкально-слуховые представления детей одновременно с воспитанием музыкального слуха без необходимости предварительных накоплений. При этом развитию подлежит весь комплекс действий за счет самостоятельности их освоения учеником. Активность ученика постоянно подкрепляется интересом к процессу самопознания, частью которого является распев как способность интонирования.

Распев простых гласных и односложных слов дает ученику материал для музыкального опыта как переходный от системы «голос-слух» на систему «слух-голос-слух». Этот опыт (материал) служит усовершенствованию музыкально-слуховых представлений и музыкального слуха в целом на интонационной основе за счет способности интонирования. Вступая в силу на этапе усовершенствования, значение системы «слух-голос-слух» возрастает, создавая психологически прочную основу комплекса ощущений по линиям звуковысотности и ритма.

Распев двусложных слов при действии системы «слух-голос-слух» проецирует операции с музыкально-слуховыми представлениями по ощущению ритма, чувство которого в распеве возникает по способности интонирования, закрепляясь затем на распевах трехсложных слов. Введение хлопка на ударный слог распевных слов синхронизирует распев, выделяя сильное и слабое время в тоне распева.

Так, ритм входит в сознание через действие, именно поэтому ощущение ритма намеренно вызывается педагогом прежде понятия «ритм» в его словесном выражении. Внимание ученика направляется на отслеживание порядка ударных и безударных слогов в распевах двухсложных, а затем и трёхсложных слов. Следует подчеркнуть, что для воспроизведения двухсложных распевов достаточно одного урока. Сравнение свежих впечатлений с ощущениями, полученными на предыдущем уроке (разницы во времени сильных и слабых импульсов, исходящих от слогов распеваемых слов), прочно закрепляется в сознании ученика, как смена игры воображения.

Проверку на прочность усвоения даёт задание, в котором ученик должен определить ритм в прочитанных им или произнесённых учителем словах, которые ученик произносит, знакомясь с ними как с «неправильными названиями длительностей». Произнося это нараспев в той очерёдности, которая определена изначально соотношением ударных и безударных слогов в заданных словах, ученик проходит тест на прочность усвоения ритма и как понятия, и как музыкального термина. В данном методе понятие «ритм» считается прочно закреплённым уже на этапе двухсложных распевов, если ученик воспринимает различие сильного и слабого времени и переводит это воспринимаемое различие на язык ритмических слогов. Постепенно в сознание ученика закрепляется понятие интервала, что окончательно завершается на этапах сольмизации. Если ритмические слоги на этапах ритмизации выполняли посредническую роль между ощущением ритма и понятием ритма, то на этапах сольмизации к посреднической роли привлекается диапазон голоса. Ощущение крайних его частей в распевах даёт самое яркое и отчётливое представление об интервале как о созвучии. Понятие интервала считается закрепленным, если ученик воспринимает различие от изменения в голосе одного тона и унисон и октаву как созвучия двух различных голосов. Это позволяет вводить словесные названия интервалов как норму, последовательно группируя по мере возрастания числа от 1 до 8.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Методическая сторона урока
1. На какие части урок распадался, насколько удачна последовательность этих частей - насколько удачно взята определенная методическая форма за основу и насколько удачно было сочетание различных методических приемов. 2. Какие из следующих элементов педагогического процесса имели место на уроке: - по ...

Цель, задачи, методы, теоретические основы и организация исследования
В рамках нашего исследования нами был проведен констатирующий эксперимент. Целью констатирующего исследования являлось выявление качественного своеобразия лексики русского языка и особенностей ее формирования у дошкольников с русско-черкесским билингвизмом. Для достижения цели в констатирующем иссл ...

Как помочь ребёнку в обучении
Поступление в школу – поистине переломный момент в жизни ребёнка. Резко изменяется весь образ его жизни, в условиях, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Ведущей деятельностью, становится учеб ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru