Материалы » Семейный бюджет: реализация в практике преподавания экономики в школе

Семейный бюджет: реализация в практике преподавания экономики в школе

обучение

Нет в человеческом обществе ни одной сферы жизни, ни одной профессии, ни одной страны, где бы человек мог почувствовать себя абсолютно независимым от мира экономики, мог не подчиниться ее законам. Экономика – это особый мир, со своими законами и проблемами, драмами и противоречиями. Он сложен и загадочен, этот мир экономики, а главное – открыт для каждого, кто хочет войти в него активным участником.

Сегодня экономическое образование является неотъемлемой частью общего среднего образования и приобретает всё большее значение для успешного развития современного общества. Это обусловлено тем, что жизнь требует от каждого из нас овладения экономической культурой. Знание законов и принципов экономики придает людям уверенность, позволяет им правильно оценивать сложные экономические процессы и самостоятельно принимать правильные хозяйственные решения. В правительственной программе развития страны до 2010 года экономическое и правовое образование в школе названы в числе главных приоритетов. Благодаря целенаправленному обучению, подрастающее поколение получает возможность войти во взрослую жизнь в качестве всесторонне образованного человека и гражданина, с достаточно адекватным представлением об окружающем мире.

Экономическое образование всё прочнее утверждается в стенах российской школы и направлено на формирование профильного мышления, экономической культуры, развитие предприимчивости, инициативы, способности принимать нестандартные решения в экономической деятельности, умение анализировать причины экономических событий и явлений, происходящих в стране.

Во многих школах ведётся преподавание экономики как отдельного предмета, который вводится, как правило, в старших, реже в средних классах, и совсем редко в младших классах. Это позволяет создать некий базовый уровень экономической грамотности для ориентации обучающихся в окружающем мире, так как жизнь в условиях рыночной экономики требует даже от школьников усвоения элементарных экономических понятий и приобретения рыночных навыков поведения.

В преподавании экономики в общеобразовательных учреждениях накоплен определенный опыт, разработано информационное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, развернуты программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей экономики. Большой вклад в разработку учебно-методической литературы по школьным курсам экономики внесли И.В. Липсиц, Б.А. Райзберг, И.В. Ермакова, Е.В. Савицкая, С.И. Иванов и др. Вопросы развития экономического образования в организации профильного обучения в школах на современном этапе получили широкое освещение в работах С.А. Белозерова, Е.Н. Землинской, С.С. Кравцова, Н. Левиной, И.А. Сасовой, С.Н. Рягина и др.

В центре мира экономики стоит человек, семья. Поэтому жизнь семьи постоянно привлекает пристальное внимание экономической науки. Ведь происходящие в домашней мини-экономике процессы оказывают огромное влияние на национальную экономику в целом.

Актуальность

выбранной нами темы

дипломной работы «Семейный бюджет: реализация в практике преподавания экономики в школе» обусловлена необходимостью приобретения в средней школе теоретических знаний и практических навыков, необходимых для ориентации и существования в современном рыночном мире, создания основ для дальнейшего изучения экономики в ВУЗах, развития экономического мышления и предпосылок правильного ведения домашнего хозяйства.

Целью исследования

является разработка и апробация системы уроков по теме «Семейный бюджет» в практике преподавания экономики в школе.

Для достижения поставленной в дипломной работе цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить и проанализировать научно-педагогическую, учебно-методическую и учебную литературу по теме исследования;

- проанализировать имеющийся педагогический опыт экономического образования в школе;

- разработать систему уроков по теме «Семейный бюджет» для обучающихся 11 профильного (экономического) класса;

- провести педагогический эксперимент по апробации разработанной системы занятий.

Объект исследования

: преподавание темы «Семейный бюджет» в классе экономического профиля при изучении экономики.

Предмет исследования

: процесс разработки и апробации системы уроков по теме «Семейный бюджет» в курсе экономики для старшеклассников.

Гипотеза исследования

: если в процессе преподавании темы «Семейный бюджет» в курсе экономики применять активные методы обучения, информационные технологии и практико-ориентированные задания, то это позволит повысить качество знаний, усилить интерес обучающихся к изучаемой теме.

Для решения поставленных задач, доказательства выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования

:

теоретические: анализ, синтез, моделирование.

эмпирические: наблюдение, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов.

Теоретическая значимость

дипломной работы состоит в том, что подробно рассмотрены подходы к экономическому образованию в профильном обучении старшеклассников, освещены понятия, проблемы, сущность преподавания темы «Семейный бюджет» в школьном курсе экономики.

Практическая значимость

дипломной работы состоит в том, что результаты исследований и методические разработки могут быть использованы для организации учебного процесса по экономике в профильном образовании.

Другая информация:

Методика изучения темы "Линейная функция"
Существенным преобразованием в содержании А.Г. Мордковича стало то, что линейная функция вводится как зависимость между переменными. Это позволило "приспособить" ситуации затруднения, предложенные Горбовым С.Ф., связанные с введением области определения и аспекта однозначности в понятие ф ...

Роль учителя в организации межпредметных связей
Обучение - двусторонний процесс. Даже искусственно ограничив его лишь информационной стороной, можно показать, что деятельность учителя и ученика неодинаковы. Учитель преподает учащимся знания, выявляет логические связи между отдельными частями содержания, показывает возможности использования этих ...

Групповая работа как педагогическая технология
По В.К.Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение. К групповым способам обучения мо ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru