Материалы » Семейный бюджет: реализация в практике преподавания экономики в школе » Проблемы и перспективы школьного экономического образования

Проблемы и перспективы школьного экономического образования

Страница 1

Для многих людей в нашей стране стало аксиомой, что без экономических знаний нельзя чувствовать себя полноправным членом общества, а экономическая подготовка является необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности. С другой стороны, явственно ощутима потребность общества в экономически грамотном человеке, способном сочетать личные интересы с интересами общества, деловые качества – с нравственными.

Содержание экономического образования в современной школе определяется предметом экономики как науки. В настоящее время экономику принято относить к социально активным дисциплинам, которые не только дают обучаемому теоретические знания о мироустройстве, но и характеризуют последнее, прежде всего, с поведенческой стороны общества, социальной группы, отдельной личности.

Экономическое образование

– это личностно-ориентированные виды образовательной деятельности, направленные на формирование научных и практических экономических знаний, умений, эмоционально-целостного отношения к миру, обеспечивающих способность к творческому решению жизненно важных проблем в условиях ограниченности средств их решения.

Сегодня предъявляются высокие требования к личности на рынке труда из-за всё возрастающей конкуренции. Поэтому экономическая подготовка может развивать не только социально-востребованные качества личности, но и формировать нравственно-ценностные мотивы экономической деятельности.

Проблема экономического образования затрагивает интересы и обучающихся, и их родителей, и учителей, и администраторов образовательной сферы. По мнению администраторов, такое образование даёт определённые преимущества в жизни: экономические знания расширяют кругозор, помогают разбираться в экономических проблемах общества. Кроме того, изучение экономики ориентирует обучающегося в выборе профессии, помогает если не найти работу, то открыть собственное дело, а также усвоить программу ВУЗов и ССУЗов.

Государственная система экономического образования ориентирована на развитие навыков экономического мышления, экономической культуры, отвечает общественным потребностям. В то же время важной проблемой экономического образования школьников является определение содержания учебного предмета как целостной системы, обеспечивающей формирование необходимого уровня знаний, умений и навыков. С 1999 года экономика – федеральный курс, содержание которого определено во «Временных требованиях к обязательному минимуму содержания основного общего образования» (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 года № 1236), в «Обязательном минимуме содержания начального общего образования» (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 года № 1235) и «Обязательном минимуме содержания среднего (полного) образования» (приказ Минобразования России от 30 июня 1999 года № 56).

Согласно нормативно-правовым документам экономика обязательна для изучения в 10-11 классах. Она включена как компонент образовательной области «Обществознание», которая имеет сноску: «представленное в образовательном минимуме содержание может быть реализовано в отдельном курсе «обществознание», «география», «технология». В пояснительной записке рекомендовано изучать экономику за счёт часов вариативной (необязательной) части, однако в «Базисном учебном плане образовательных учреждений РФ» (приказ Минобразования России от 9 февраля 1998 года № 322) часы на преподавание экономики не выделены. Такая неопределённая ситуация вызывает массу вопросов. В результате школы выделяют на курс экономики от 1 до 5 часов в неделю в зависимости от учебного плана и заинтересованности родителей учащихся, учителей и администрации общеобразовательного учреждения.

Для средней (полной) общеобразовательной школы разработан минимум содержания образовательных программ по экономике. Углублённое её изучение, так же как и профильное, организуется по программам, разработанным и рекомендованным Минобразования России.

Среди получивших распространение учебных программ по экономике для старшеклассников упомянем такие как американская программа «Прикладная экономика» фирмы Джуниор Эчивмент, авторские программы Л.Л. Любимова, Л.В. Антоновой и И.В. Липсица, Б.А. Райзберка и А.С. Прутченкова. Известны другие программы, в том числе региональные, применяемые в отдельных республиках и областях. Появились естественные тенденции сопряжения школьного предмета «Экономика» с другими дисциплинами обществоведческого цикла, прежде всего, с вновь вводимыми курсами обществознания и граждановедения.

Экономические знания образуют сердцевину информации об обществе: о достоинствах и недостатках экономических систем и вариантов общественного выбора, о трудном выборе между равенством и эффективностью, об избирательном процессе, о деятельности фирм и об организации отраслевых рынков, о маркетинге и менеджменте, о рынке труда, о рынках капитала и денег, о семейной экономике и поведении потребителей, о национальной и мировой экономике и так далее.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Система упражнений и заданий по развитию связной письменной речи в 9 классе на уроках чтения
Практическая работа по развитию связной письменной речи в 9 классе проводилась в несколько этапов. Каждый этап рассмотрим в отдельном пункте. Рассмотрим один из уроков, проведённых в 9 классе по развитию связной письменной речи в специальной (коррекционной школе 8 вида). Учащимся было необходимо со ...

Методика обучения иноязычному общению на основе метода проектов
Технология проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для каждого ученика, участвовавшего в разработке проекта, а также разработку проблемы целостно с учетом различных факт ...

Использование наглядных пособий на уроках математики в начальной школе
Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами. Испо ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru