Материалы » Семейный бюджет: реализация в практике преподавания экономики в школе » Проблемы и перспективы школьного экономического образования

Проблемы и перспективы школьного экономического образования

Страница 1

Для многих людей в нашей стране стало аксиомой, что без экономических знаний нельзя чувствовать себя полноправным членом общества, а экономическая подготовка является необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности. С другой стороны, явственно ощутима потребность общества в экономически грамотном человеке, способном сочетать личные интересы с интересами общества, деловые качества – с нравственными.

Содержание экономического образования в современной школе определяется предметом экономики как науки. В настоящее время экономику принято относить к социально активным дисциплинам, которые не только дают обучаемому теоретические знания о мироустройстве, но и характеризуют последнее, прежде всего, с поведенческой стороны общества, социальной группы, отдельной личности.

Экономическое образование

– это личностно-ориентированные виды образовательной деятельности, направленные на формирование научных и практических экономических знаний, умений, эмоционально-целостного отношения к миру, обеспечивающих способность к творческому решению жизненно важных проблем в условиях ограниченности средств их решения.

Сегодня предъявляются высокие требования к личности на рынке труда из-за всё возрастающей конкуренции. Поэтому экономическая подготовка может развивать не только социально-востребованные качества личности, но и формировать нравственно-ценностные мотивы экономической деятельности.

Проблема экономического образования затрагивает интересы и обучающихся, и их родителей, и учителей, и администраторов образовательной сферы. По мнению администраторов, такое образование даёт определённые преимущества в жизни: экономические знания расширяют кругозор, помогают разбираться в экономических проблемах общества. Кроме того, изучение экономики ориентирует обучающегося в выборе профессии, помогает если не найти работу, то открыть собственное дело, а также усвоить программу ВУЗов и ССУЗов.

Государственная система экономического образования ориентирована на развитие навыков экономического мышления, экономической культуры, отвечает общественным потребностям. В то же время важной проблемой экономического образования школьников является определение содержания учебного предмета как целостной системы, обеспечивающей формирование необходимого уровня знаний, умений и навыков. С 1999 года экономика – федеральный курс, содержание которого определено во «Временных требованиях к обязательному минимуму содержания основного общего образования» (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 года № 1236), в «Обязательном минимуме содержания начального общего образования» (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 года № 1235) и «Обязательном минимуме содержания среднего (полного) образования» (приказ Минобразования России от 30 июня 1999 года № 56).

Согласно нормативно-правовым документам экономика обязательна для изучения в 10-11 классах. Она включена как компонент образовательной области «Обществознание», которая имеет сноску: «представленное в образовательном минимуме содержание может быть реализовано в отдельном курсе «обществознание», «география», «технология». В пояснительной записке рекомендовано изучать экономику за счёт часов вариативной (необязательной) части, однако в «Базисном учебном плане образовательных учреждений РФ» (приказ Минобразования России от 9 февраля 1998 года № 322) часы на преподавание экономики не выделены. Такая неопределённая ситуация вызывает массу вопросов. В результате школы выделяют на курс экономики от 1 до 5 часов в неделю в зависимости от учебного плана и заинтересованности родителей учащихся, учителей и администрации общеобразовательного учреждения.

Для средней (полной) общеобразовательной школы разработан минимум содержания образовательных программ по экономике. Углублённое её изучение, так же как и профильное, организуется по программам, разработанным и рекомендованным Минобразования России.

Среди получивших распространение учебных программ по экономике для старшеклассников упомянем такие как американская программа «Прикладная экономика» фирмы Джуниор Эчивмент, авторские программы Л.Л. Любимова, Л.В. Антоновой и И.В. Липсица, Б.А. Райзберка и А.С. Прутченкова. Известны другие программы, в том числе региональные, применяемые в отдельных республиках и областях. Появились естественные тенденции сопряжения школьного предмета «Экономика» с другими дисциплинами обществоведческого цикла, прежде всего, с вновь вводимыми курсами обществознания и граждановедения.

Экономические знания образуют сердцевину информации об обществе: о достоинствах и недостатках экономических систем и вариантов общественного выбора, о трудном выборе между равенством и эффективностью, об избирательном процессе, о деятельности фирм и об организации отраслевых рынков, о маркетинге и менеджменте, о рынке труда, о рынках капитала и денег, о семейной экономике и поведении потребителей, о национальной и мировой экономике и так далее.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Экспериментальное исследование возможностей музыкальных занятий в условиях дополнительного образования для развития вокально-хоровых навыков младших школьников
Эксперимент проводился в условиях музыкальной школы с разными составами групп по два раза. В ходе эксперимента применялись следующие педагогические приемы, позволяющие поддерживать интерес детей к данной деятельности: комбинации с индивидуальным и ансамблевым пением при освоении понятий солист, дуэ ...

Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию музыкального мышления младших школьников
Сравнивая исходный и конечный результаты уровня развитости у учеников музыкального мышления, в процессе опытно-экспериментальной работы, можно выявить динамику роста. Результаты такого сравнения в экспериментальной группе, приведены в таблице № 3: Таблица № 3. Уровни развитости музыкального мышлени ...

Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. Этим обусловливаются различные виды проверки и ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru