Материалы » Семейный бюджет: реализация в практике преподавания экономики в школе » Семейный бюджет в системе экономических знаний

Семейный бюджет в системе экономических знаний

Страница 1

Изучая экономические механизмы, созданные человечеством для повышения своего благосостояния, легко упустить из виду, для чего нужна вся экономика как таковая и ради кого она функционирует. Между тем у экономики есть только два «генеральных заказчика» - семья и государство.

Изучение семейного бюджета дает основу для серьезного анализа состояния экономики страны. В центре мира экономики стоит человек, семья. И естественно, что жизнь семьи постоянно привлекает пристальное внимание экономической науки. Ведь происходящие в домашней мини-экономике процессы оказывают огромное влияние на национальную экономику в целом.

Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника и он порой до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы ученик даже начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворить; умел делать осознанный выбор; представлял себе назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы; что такое цена товара и от чего она зависит; как создаётся богатство и каковы его источники и т.д.

Школьное экономическое образование направлено на социализацию личности обучающегося. Большое значение для развития личности школьника принадлежит экономическим условиям существования триады «семья – школа – регион», так как привычки, нравы, взгляды, идеалы и стремления, составляющие образ жизни людей и социальных групп, во многом обусловлены экономикой. Наиболее знакомая ребёнку человеческая общность – семья. Именно в семье он впервые узнаёт о потребностях и ресурсах собственной семьи, её доходах и расходах, а также приобретает первый опыт экономической деятельности: ходит за покупками, участвует в распределении доходов, своим трудом помогает снижать расходы.

Значение семейного бюджета определяется тем, что с его составлением семья может улучшить качество своей жизни в результате рационального использования имеющихся ограниченных ресурсов. Семейный бюджет поможет обрести контроль за своими привычками тратить деньги, с ним вы научитесь выживать, не влезая в потребительские долги, мечтать и воплощать свои мечты в реальность при помощи средств, зарезервированных на инвестирование.

Семейный бюджет

- роспись денежных доходов и расходов семьи, составляемая обычно на месячный срок в виде таблицы, баланс семейных расходов и доходов. Другими словами - это соизмеренные суммы доходов и расходов семьи .

Основной функцией семейного бюджета является сбалансированное распределение доходов и расходов, так как расходы, производимые за месяц, не должны быть меньше доходов, получаемых семьей за тот же самый период. К другим функциям семейного бюджета относятся его планирование (вы думаете о будущем и планируете свои финансы, распределяете их трату по мере необходимости) и анализ (вы анализируете то, сколько вы потратили, делаете вывод о том необходимы ли были эти траты, или они оказались бесполезными, повторите ли вы в следующий раз покупку или откажетесь от нее). Бюджет выполняет также ограничительную, или контрольную, функцию, так как заставляет задуматься над тем, какую сумму денег можно потратить, а какую - нет. С помощью бюджета вы регулируете свои доходы и, главное, - расходы, а он, соответственно, выполняет регулирующую функцию. Являясь звеном в финансовой системе на уровне отдельной семьи, семейный бюджет выступает первичным элементом социально-экономической структуры общества. Финансы домашних хозяйств отражают уровень развития производственных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Состояние экономики страны определяет состояние финансов домохозяйств.

Финансовые ресурсы домохозяйства формируют непосредственно бюджет домашнего хозяйства. По своему материальному содержанию бюджет домохозяйства, - это форма образования и использования фонда денежных средств этого хозяйства, он объединяет совокупные доходы членов домохозяйства и расходы, обеспечивающие их личные потребности.

Планирование семейного бюджета - дело довольно сложное. Чтобы спланировать, сколько средств и на что будет израсходовано, надо не только располагать материалами внутрисемейного учета, но и знать действующие цены и тарифы, по возможности учесть, как будут изменяться эти показатели. При планировании семейного бюджета большую роль играют учет и контроль расходов. Подсчитывая затраты и сравнивая их с тем, что было запланировано, можно выявить лишние расходы и принять меры к их устранению. Чем скромнее бюджет, тем серьезнее последствия его нарушения и тем более жестким должен быть контроль над расходами.

Каждая семья решает проблему планирования по-своему. План может быть составлен на год или на более короткий период, скажем, на неделю, месяц. Планировать – значит делать финансовый расчёт домашнего хозяйства: сколько денежных доходов и от какой деятельности вы получите, на какие цели и какая часть дохода может быть израсходована. Вести хозяйство – значит распоряжаться имеющимися ресурсами, сберегать, сокращать, насколько возможно, свои расходы, быть бережливым хозяином. Недаром в далёком прошлом у состоятельных людей были экономки, которые ведали всем хозяйством, именно они рационально распределяли и экономили средства.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Развитие пространственного мышления в изучении геометрического материала
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие психологических процессов: восприятия, памяти, узнавания, воображения, мышления. Геометрический материал в гораздо более высокой степени, чем арифметический, и алгебраический, соответствует ведущему в младшем школьном возрасте виду мышлени ...

Научно - практические конференции учащихся по химии
Конференции учащихся как особая форма внеурочных массовых мероприятий имеют свои особенности, наиболее отчетливо выступающие при сопоставлении их с химическими вечерами. Основной элемент конференции – доклады и сообщения учащихся. Они могут сопровождаться демонстративными экспериментом. В отличие о ...

Содержание и организация констатирующего эксперимента
Исследования по проблеме формирования монологической речи у младших школьников с нарушенным интеллектом проводилось на базе специальной школы №5 г. Тайшета. В эксперименте участвовало 14 детей. Биологический возраст испытуемых на момент исследования был 9 лет. У детей экспериментальной группы наблю ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru