Изучая экономические механизмы, созданные человечеством для повышения своего благосостояния, легко упустить из виду, для чего нужна вся экономика как таковая и ради кого она функционирует. Между тем у экономики есть только два «генеральных заказчика» - семья и государство.
Изучение семейного бюджета дает основу для серьезного анализа состояния экономики страны. В центре мира экономики стоит человек, семья. И естественно, что жизнь семьи постоянно привлекает пристальное внимание экономической науки. Ведь происходящие в домашней мини-экономике процессы оказывают огромное влияние на национальную экономику в целом.
Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника и он порой до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы ученик даже начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворить; умел делать осознанный выбор; представлял себе назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы; что такое цена товара и от чего она зависит; как создаётся богатство и каковы его источники и т.д.
Школьное экономическое образование направлено на социализацию личности обучающегося. Большое значение для развития личности школьника принадлежит экономическим условиям существования триады «семья – школа – регион», так как привычки, нравы, взгляды, идеалы и стремления, составляющие образ жизни людей и социальных групп, во многом обусловлены экономикой. Наиболее знакомая ребёнку человеческая общность – семья. Именно в семье он впервые узнаёт о потребностях и ресурсах собственной семьи, её доходах и расходах, а также приобретает первый опыт экономической деятельности: ходит за покупками, участвует в распределении доходов, своим трудом помогает снижать расходы.
Значение семейного бюджета определяется тем, что с его составлением семья может улучшить качество своей жизни в результате рационального использования имеющихся ограниченных ресурсов. Семейный бюджет поможет обрести контроль за своими привычками тратить деньги, с ним вы научитесь выживать, не влезая в потребительские долги, мечтать и воплощать свои мечты в реальность при помощи средств, зарезервированных на инвестирование.
Семейный бюджет
- роспись денежных доходов и расходов семьи, составляемая обычно на месячный срок в виде таблицы, баланс семейных расходов и доходов. Другими словами - это соизмеренные суммы доходов и расходов семьи .
Основной функцией семейного бюджета является сбалансированное распределение доходов и расходов, так как расходы, производимые за месяц, не должны быть меньше доходов, получаемых семьей за тот же самый период. К другим функциям семейного бюджета относятся его планирование (вы думаете о будущем и планируете свои финансы, распределяете их трату по мере необходимости) и анализ (вы анализируете то, сколько вы потратили, делаете вывод о том необходимы ли были эти траты, или они оказались бесполезными, повторите ли вы в следующий раз покупку или откажетесь от нее). Бюджет выполняет также ограничительную, или контрольную, функцию, так как заставляет задуматься над тем, какую сумму денег можно потратить, а какую - нет. С помощью бюджета вы регулируете свои доходы и, главное, - расходы, а он, соответственно, выполняет регулирующую функцию. Являясь звеном в финансовой системе на уровне отдельной семьи, семейный бюджет выступает первичным элементом социально-экономической структуры общества. Финансы домашних хозяйств отражают уровень развития производственных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Состояние экономики страны определяет состояние финансов домохозяйств.
Финансовые ресурсы домохозяйства формируют непосредственно бюджет домашнего хозяйства. По своему материальному содержанию бюджет домохозяйства, - это форма образования и использования фонда денежных средств этого хозяйства, он объединяет совокупные доходы членов домохозяйства и расходы, обеспечивающие их личные потребности.
Планирование семейного бюджета - дело довольно сложное. Чтобы спланировать, сколько средств и на что будет израсходовано, надо не только располагать материалами внутрисемейного учета, но и знать действующие цены и тарифы, по возможности учесть, как будут изменяться эти показатели. При планировании семейного бюджета большую роль играют учет и контроль расходов. Подсчитывая затраты и сравнивая их с тем, что было запланировано, можно выявить лишние расходы и принять меры к их устранению. Чем скромнее бюджет, тем серьезнее последствия его нарушения и тем более жестким должен быть контроль над расходами.
Каждая семья решает проблему планирования по-своему. План может быть составлен на год или на более короткий период, скажем, на неделю, месяц. Планировать – значит делать финансовый расчёт домашнего хозяйства: сколько денежных доходов и от какой деятельности вы получите, на какие цели и какая часть дохода может быть израсходована. Вести хозяйство – значит распоряжаться имеющимися ресурсами, сберегать, сокращать, насколько возможно, свои расходы, быть бережливым хозяином. Недаром в далёком прошлом у состоятельных людей были экономки, которые ведали всем хозяйством, именно они рационально распределяли и экономили средства.
Другая информация:
Формы работы с фразеологизмами
Важной составной частью работы с фразеологизмами является уяснение их значения. Приемы работы над их значением наиболее полно освещены в работах В.Ф. Гутенева. Правильному уяснению значения в большей мере способствует контекст. Во многих случаях для правильного усвоения значения фразеологизма совер ...
Технология проблемного обучения
Проблемное обучение не является совершенно новой педагогической технологией. Его применяли практически на протяжении всего XX в. Это объясняется тем, что проблемность является одной из закономерностей познания, стимулирует поисковую деятельность ученика, развитие его творческого мышления. В последн ...
Особенности состояния словаря антонимов
Последняя группа заданий была направлена на исследование словаря антонимов. Задания данной группы не вызвали затруднений практически ни у кого из обследованных детей. Все дети хорошо справились с заданием, подбирая большое количество слов - антонимов. Единичные ошибки были у детей экспериментальной ...