Материалы » Семейный бюджет: реализация в практике преподавания экономики в школе » Формирующий эксперимент. Апробация системы уроков по теме «Семейный бюджет»

Формирующий эксперимент. Апробация системы уроков по теме «Семейный бюджет»

Страница 1
Формирующий эксперимент проходил в экспериментальном (11К) профильном классе в гимназии № 1 г.Североморска и включал в себя следующие мероприятия:

- проведение уроков экономики по теме «Семейный бюджет» с использованием активных методов обучения: деловые игры, дискуссии; показ мультимедийных презентаций; анкетирование, тестирование.

В контрольном (11Б) классе обучение проводилось в традиционной форме.

Изучение темы «Семейный бюджет» преследует следующие цели:

- вооружить обучающихся знаниями о домашней экономике, сформировать навыки ведения домашней финансовой документации;

- воспитать уважение к собственности, ответственность, экономность, сформировать экономическое мышление, культуру потребления;

подготовить обучающихся к выполнению роли потребителя, производителя, гражданина.

Изучение темы «Семейный бюджет» решает следующие задачи:

- познакомить обучающихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом, источниками дохода рациональным расходованием средств, экономии денежных средств и их накопление;

- развить целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, ее экономические, социальные и нравственные устои и традиции;

- раскрыть взаимосвязь семьи, общества и государства;

- научить осуществлять несложные экономические расчеты и в первую очередь определять затраты на услуги (воду, газ, тепло, канализацию, уборку), продукты питания, одежду и др.;

- подготовить к жизни в условиях ограниченности ресурсов и роста потребностей, целесообразного выбора;

- воспитать у обучающихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.

В результате изучения темы «Семейный бюджет» на профильном уровне обучающиеся должны знать:

Цели и значение домашней экономики, общие правила ведения домашнего хозяйства, составляющие семейного бюджета и источники его доходной и расходной частей, возможности рационального использования средств и пути их увеличения, экономические связи семьи с разными структурами общества, роль членов семьи и формирование семейного бюджета, экономическую взаимосвязь семьи, предприятий, государства и общества.

Обучающиеся должны уметь:

Анализировать семейный бюджет, определять промежуточный минимум семьи, расходы на учащегося, анализировать рекламу потребительских товаров, осуществлять самоанализ своей семейной экономической деятельности, выдвигать деловые идеи, изучать конъюнктуру рынка.

По ходу формирующего эксперимента были проведены запланированные уроки в экспериментальном 11К классе, согласно разработанному учебно-тематическому плану, представленному в главе 2, параграфе 2.3. В представленной ниже таблице № 8 указаны цели, задачи и проведен краткий анализ проведенных уроков.

Таблица № 8

Анализ уроков по теме «Семейный бюджет»

Тема

Цель урока

Задачи

Краткий анализ

Семейный бюджет

Создать предпосылки для развития экономической культуры будущих семейных отношений.

Образовательные: изучить понятия и структуру семейного бюджета;

Развивающие: продолжить работу по выработке умений самостоятельно применять знания в различных жизненных ситуациях; развить навыки планирования семейного бюджета;

Воспитательные: продолжить воспитание у обучающихся доброжелательности, уважения к мнению других, чувства ценности семьи.

Поставленная цель была достигнута, задачи реализованы. В теоретической части урока были рассмотрены основные понятия по теме «Семейный бюджет». В практической части урока была проведена деловая игра.

Содержание урока отвечало таким принципам, как научность, доступность, наглядность.

Запланированная структура урока была выдержана.

Источники семейных доходов

Организация работы по усвоению понятий: источники доходов семьи, заработная плата, натуральные и денежные доходы, номинальные и реальные доходы, уровень благосостояния, прибыль.

Образовательные: познакомить обучающихся с опорными понятиями доходов семьи; выработать предложения по увеличению благосостояния семьи;

Развивающие: продолжить работу по выработке умений самостоятельно применять знания в различных жизненных ситуациях;

Воспитательные: продолжить воспитание таких качеств, как экономичность, бережливость, расчетливость, рациональность.

Цель была достигнута, основные понятия были разобраны в теоретической части урока и применены на практике. Содержание урока отвечало таким принципам, как научность, наглядность, связь теории с практикой. Все обучающиеся были вовлечены в продуктивную деятельность. Запланированная структура урока была выдержана.

Семейные расходы и закономерности их изменения

Выработать у обучающихся умения по ведению семейного бюджета.

Образовательные: познакомить обучающихся с понятием «семейные расходы», изучить закономерности их изменения;

Развивающие: продолжить работу по выработке умений самостоятельно применять знания в различных жизненных ситуациях;

Воспитательные: продолжить воспитание таких качеств, как экономность, бережливость, расчетливость, рациональность

В целом, поставленная цель была достигнута, задачи выполнены. На практическом этапе урока обучающиеся занимались планированием своих расходов на ближайший месяц, что вызвало особую заинтересованность к уроку.

Подобранный материал был доступным и понятным для учеников. Большинство обучающихся активно работали на уроке.

Инфляция и семейная экономика.

Рассмотреть влияние инфляции на семейную экономику и на распределение доходов.

Образовательные: повторить причины и виды инфляции; рассмотреть понятия: номинальный доход, реальный доход, номинальная и реальная ставка процента.

Развивающие: продолжить работу по выработке умений самостоятельно применять знания в различных жизненных ситуациях;

Воспитательные: продолжить воспитание у обучающихся способности рационального планирования семейного бюджета.

Поставленная цель была достигнута, задачи реализованы. Все обучающиеся активно работали на уроке. Запланированная структура урока была выдержана.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Концептуальные основы изучения билингвизма
Билингвизм как научная проблема начал складываться в конце XIX века, однако как феномен, как социальное явление он имеет корни, уходящие еще в античный мир: смешение языка завоевателей и побежденных на завоеванных территориях. Именно социальные причины пробудили дидактический интерес к проблеме как ...

Положение о методическом объединении учителей-предметников
1. Состав методического объединения определяется соответственно специализации членов педагогического коллектива. 2. Из состава членов методического объединения директором школы или его заместителем по учебной работе рекомендуется руководитель, который утверждается на педагогическом совете. 3. Члены ...

Конфликт как столкновение субъектов
В основе любого конфликта лежит противоречие, то есть такое положение, при котором нечто одно исключает другое. Конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением. Конфликт, как явление действительности, становится конфликтом лично для нас тогда, когда столкнувшиеся в нем противореч ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru