Материалы » Семейный бюджет: реализация в практике преподавания экономики в школе » Задачи и содержание экономического образования школьников

Задачи и содержание экономического образования школьников

Страница 1

Опыт экономической подготовки школьников последних десятилетий наиболее полно удалось обобщить в «Концепции развития социально-экономического образования и воспитания в общеобразовательной школе», которая ведущей идеей считает обращение к человеку, подготовку каждого учащегося к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях.

Для достижения этой цели в процессе школьного экономического образования необходимо решить ряд задач:

1. Научить делать экономический выбор (принимать решение о выборе). При этом выбор совершается на нескольких уровнях. Например, совершая покупку в магазине, человек выбирает: что именно купить и в каком количестве, сопоставляя свои потребности и денежные ресурсы.

2. Научить понимать базовые экономические понятия. Среди них наиболее важные следующие: потребности; ресурсы и их ограниченность; выбор; разделение труда и специализация; цены и ценообразование; собственность и богатство; производительность; рынок, спрос и предложение и ряд других.

3. Развить экономически значимые качества и умения: чувство собственника, реального хозяина; экономически осознанное отношение к труду и его результатам; стремление к повышению трудовых доходов, улучшению качества жизни; ориентация на рационализацию труда и повышение его эффективности; готовность участвовать в разнообразных формах деятельности, связанных с рыночной экономикой; способность к достойному нравственному выбору в ситуациях, связанных с экономическими трудностями; умение использовать действующий механизм социально-экономической защиты своих и общественных интересов; потребность в самосовершенствовании и обновлении экономических знаний.

В соответствии с уровнем приобретаемых знаний, умений и навыков выделяются три направления экономического образования: программы в общеобразовательных школах, профильных экономических классах (общеобразовательных школ) и экономических лицеях.

Особенность экономических знаний – в комплексности их содержания, поскольку они объединяют естественнонаучные, гуманитарные, экологические, социальные, политехнические, краеведческие, профессиоведческие и другие сферы. Одной из проблем, касающихся содержания экономического образования, является доминирование знаниевого подхода, где выдвигается на первое место задача заучивания школьниками большого числа экономических терминов в ущерб формированию их функциональной грамотности и нравственной основы выбора. Так, существует ряд понятий и терминов, которые ученикам 1-4-х или 5-8-х классов можно пояснить на интуитивно-конструктивном уровне (например, «монополия», «ликвидность» и др.). Целесообразно включать базовые, концептуальные экономические понятия уже в 1-2-х классах на доступном уровне, а затем обсуждать и использовать их в последующих классах на более высоких уровнях. В классах с углублённым изучением экономики стоит более сложная задача – освоение специальной экономической терминологии и абстрактных экономических моделей.

Содержание учебного материала начальной экономической подготовки должно стать основой для дальнейшего изучения экономики в основной школе и предусматривать: формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; ознакомление с наиболее употребляемыми экономическими терминами и понятиями; приобщение к бережливости, экономности; создание условий для творческого отношения к использованию всех видов ресурсов; приобретение начальных экономических знаний и умений через включение в экономическую жизнь семьи, школы, ближайшего окружения; нахождение своего места в экономическом пространстве.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Учебный комплекс упражнений Бабайцевой В.В. для средней общеобразовательной школы
По мнению С. И. Ожегова, комплекс – совокупность, сочетание каких – нибудь явлений, действий. В данном случае, комплекс – это совокупность упражнений направленных на формирование одной из составляющих языковедческой компетенции, т. е. обогащение словарного запаса учащихся средних классов. Комплекс ...

Особенности работы социального педагога с подростками
В современных условиях в структуре учреждений дополнительного образования определились основные направления социально-педагогической деятельности. В системе учреждений дополнительного образования социальный педагог является ключевой фигурой по профилактике девиантного поведения подростков. Поэтому ...

История развития предпринимательства в России
Предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовост ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru