Материалы » Семейный бюджет: реализация в практике преподавания экономики в школе » Организационные формы проведения занятий и виды активных методов обучения в изучении экономики в школе

Организационные формы проведения занятий и виды активных методов обучения в изучении экономики в школе

Страница 1

Исходный дидактический принцип построения учебного курса экономики – наличие учебной концепции, в соответствии с которой отбираются и выстраиваются традиционные вопросы данной науки. Выработка учебной концепции и есть то, что образует индивидуальность учебного курса данного преподавателя. Только при наличии учебной концепции преподавателя можно уподобить архитектору, который, имея перед собой набор стандартных деталей, создает неповторимое строение.

Изучение основ экономики в школе в основном осуществляется традиционными методами – в виде урока, урока-лекции, урока-семинара и т.п. Но можно использовать и специфические организационные формы изучения материала, учитывающие особенности экономических явлений и процессов и дающие возможность учащемуся самостоятельно производить расчеты, связанные с оплатой труда и, в частности, с начислением заработной планы, вести учет личных денежных средств, получать экономическую информацию, анализировать ее и делать соответствующие выводы.

Задача учителя экономики – дать необходимый категориальный аппарат для овладения логикой экономического мышления, заложить основы элементарной экономической культуры, максимально активизировать процесс восприятия учеником новых знаний. В этих целях уже в процессе подготовки занятия в конспекте урока необходимо отметить те положения, которые следует подавать в активной форме.

К активным методам обучения относится применение наглядных пособий. Графики, таблицы, диаграммы являются неотъемлемыми атрибутами учебных занятий и побуждают ученика осмысливать любую статистическую информацию. Помимо наглядных пособий учитель может использовать и такой прием, как переход от повествовательного изложения материала к постановке вопросов к аудитории. Это активизирует внимание учащихся.

С точки зрения активизации процесса обучения, приоритетным является использование деятельностного подхода. Он предполагает не столько изложение учеником подготовленного домашнего задания, сколько решение конкретных практических заданий с использованием изученного материала. Для этого можно использовать организацию имитационных игр, экономических задач на основе индивидуальных и совместных расчетов, обсуждение реальных фактов для приобретения опыта принятия самостоятельных решений и т.д. Проведение занятий в таких формах требует высокой профессиональной подготовки преподавателя и соответствующего эмоционального настоя.

Также для активизации процесса обучения крайне необходима правильная организация самостоятельной работы учащихся. Полезно периодически практиковать подготовку докладов и рефератов по наиболее актуальным проблемам. Проведение «круглых столов». Такие формы позволяют рационально сочетать индивидуальный подход к каждому отдельному ученику с активизацией учебного процесса в целом.

Одной из существенных методических особенностей преподавания экономических дисциплин является использование математического аппарата – графиков и формул. Не обойтись учителю и без использования статистического материала. Исследование экономических процессов как и изложение экономического учебного материала невозможно без статистического анализа, фактических данных, количественных показателей. Без них нельзя представить экономический процесс ни во времени, ни в пространстве, ни в сравнении, ни в динамике.

Использование в обучении методов имитационного моделирования представляет определенную сложность для преподавателей, так как требует не только специальных знаний в области своего предмета, но и владения основами теории и методики игротехнического творчества. К таким методам обучения относятся деловые игры – особый способ построения моделей, допускающий одновременное многостороннее взаимодействие соревнующихся и сотрудничающих игроков. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. В учебном процессе выделяется несколько типов деловых игр:

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Использование историй с движениями при обучении грамматике английского языка в начальной школе
Одна из основных задач учителя на раннем этапе обучения детей иностранному языку – сделать этот предмет интересным. Важно учитывать в процессе обучения психологические особенности детей этого возраста. В предыдущих параграфах мы отмечали, что в младшем школьном возрасте дети эмоциональны и подвижны ...

Составьте рекомендации родителям в вопросах воспитания, чьи дети имеют отклонения в развитии
Рекомендации родителям детей с проблемами в развитии и поведении. В последнее время наблюдается увеличение числа детей с различными отклонениями в развитии, трудностями в обучении и школьной адаптации, нарушениями в эмоционально-личностной сфере и др., что делает необходимым рассмотрение особенност ...

Содержание и формы трудового воспитания младших школьников
Включение детей в труд необходимо осуществлять с учетом физиологии детей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей. Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношен ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru