Материалы » Семейный бюджет: реализация в практике преподавания экономики в школе » Анализ учебных программ школьных курсов экономики

Анализ учебных программ школьных курсов экономики

Страница 1

В настоящее время преподавателями экономики российских школ разработаны программы для всех ступеней общеобразовательной школы, включая программы для факультативных занятий и для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики. Программы отражают структуру и основные направления развития школьного экономического образования, учитывают опыт преподавания экономических и бизнес-дисциплин в образовательных учреждениях России и за рубежом.

Отметим некоторые особенности наиболее распространенных программ по экономике (таблица № 2):

Таблица № 2

Учебные программы по экономике

Авторы

программы

Название

Задачи

Основные содержательные линии и объем полученных знаний

Начальная школа:

Сасоева И.А.

Экономика для младших классов

Ознакомление учащихся с элементарными экономическими понятиями, развитие интереса к предмету через игровые и творческие задания.

Должны знать, какие бывают потребности, каковы источники удовлетворения потребностей, почему все потребности нельзя удовлетворить, необходимость выбора, роль денег в жизни человека и общества, доходы и расходы в семье, где можно приобрести товары и услуги; взаимоотношения покупателя и продавца. Должны иметь представления о школьном хозяйстве, о домашнем хозяйстве.

Средняя ступень основной школы

Липсиц И.В.,

Антонова Л.В.

Экономика для средней ступени основной школы (для 5-6 классов).

Не носит нормативного, обязательного характера и как факультативный курс имеет возможность для гибкого реагирования на конкретные условия его проведения. Заложенные в ней возможности позволяют строить весь учебный процесс. Внося в него необходимые изменения как по содержанию, так и по форме.

· Липсиц И.В.

«Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» (для 7-8 классов)

Подготовить учащихся к лучшему усвоению основ экономических знаний в 9-11 классах; сформировать у них систематическое представление об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики.

Курс сочетает большой материал по экономической истории и описание современных способов осуществления хозяйственной деятельности.

· Авторский коллектив под руководством

· Сасоевой И.А.

Экономика (5-9 класс):

Воспитательные: воспитание чувства хозяина, предприимчивости, ответственности за результаты и последствия деятельности, готовности к принятию самостоятельных решений при нравственно ценном выборе средств достижения цели, этики делового общения.

5 класс – экономика семьи. Обязательный минимум содержания для учащихся включает следующие элементы: моя семья, семейный бюджет, семейное хозяйство, рачительный хозяин, думающий покупатель, семья в условиях рыночных отношений;

6 класс – экономика самостоятельной хозяйственной единицы (на примере экономики школы);

7 класс – экономика ближайшего окружения;

8 класс - личность и экономика;

9 класс – мир экономики: организация экономики; рынок, спрос и предложение, деньги в экономике; экономический цикл, экономические системы; бизнес в экономике.

Старшее звено образовательной системы

· Азимов Л.Б.,

· изд. «Вита-пресс».

Автономов В.С., М., 1998.

Равичев С.А., Протасевич Т.А., Международный центр экономического и бизнес-образования;

Любимов Л.Л., Раннева Н.А., ГУ-ВШЭ.

Иванов С.И.,

РГПУ им.А.И. Герцена, СПб.

Липсиц И.В., ГУ-ВШЭ.

Коллектив педагогов, психологов и ученых-экономистов под руководством доктора Гаролда Т. Шапиро, президента Принстонского университета, США.

Дрондина А.Л.

Сасова И.А.

Леонтьев А.В.

«Введение в экономику» (9-10 классы).

«Введение в экономику» (9-10 классы).

«Современная экономика» (9-11 классы).

«Основы экономических знаний» - программа для 10-11 классов с углубленным изучением экономики.

«Основы экономической теории» - программа для 10-11 классов, лицеев и гимназий с углубленным изучением экономики.

«Основы бизнеса и предпринимательства» - программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.

«Прикладная экономика» - программа для 10-11 классов школ, гимназий, лицеев и других образовательных учреждений.

«Основы экономики и бизнеза» (9-11 кл.)

«Основы рыночной экономики» (9-11 кл.).

«Экономика крестьянского (фермерского) хозяйства», «Технология предпринимательства» (9-11 кл.)

1. Повышение эффективности жизнедеятельности выпускников школы в динамичных социально-экономических условиях; содействие их профессиональному самоопределению.

2.Формирование экономических знаний и умений, необходимых для успешной интеграции в социальную среду, получение представлений о предпринимательской деятельности.

3.Обеспечение уровня экономической подготовки, позволяющей продолжать обучение на экономических факультетах вузов.

4.Расширение представлений о профессиональной финансово-экономической деятельности.

5.Развитие экономической культуры и современного экономического мышления.

- разработка личных профессиональных планов, уточнение своего будущего социально-профессионального статуса;

- приобретение предпринимательской компетенции (с возможностью открыть собственное дело).

Экономическое образование в этих классах строится на основе уровневого подхода:

1-й уровень – обязательная составная часть общего образования, предусматривающая овладение всеми учащимися минимальным уровнем базовых знаний личной, семейно и производственной экономики, цивилизованным отношением к разным формам собственности, предпринимательству, конкуренции и другим явлениям и процессам рыночной экономики.

2-й уровень – начальная профессиональная экономическая подготовка, связанная с открытием «собственного дела», элементарной деятельностью в области маркетинга, менеджмента, банковского дела, бухучёта и т.п.

3-й уровень – углублённая экономическая подготовка, направленная на получение высшего экономического образования. Её целесообразно организовать в школах, гимназиях по специальным программам с отобранным контингентом учащихся.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Диагностика уровня математического развития детей младшего школьного возраста
Для проведения экспериментальной работы нами были выбраны 2 «А» и 2 «Б» классы, из которых и сформированы две подгруппы – экспериментальная и контрольная – по 8 человек с приблизительно одинаковым уровнем развития математических представлений. Вначале была проведена диагностика уровня развития дете ...

Составление программы диагностического «среза»
Продумайте программу диагностического «среза», т.к. только данные, полученные после его проведения, позволят окончательно скорректировать предполагаемую Вашу работу. В программе выделите цель диагностического («нулевого») «среза», критерии (см. признаки Вашего основного определения), показатели и у ...

Экспериментальная работа по изучению использования активных форм и методов во внеклассной работе по химии
Работа по изучению использования активных форм и методов во внеклассной работе со школьниками проводилась в лицее № 5 в 9-х классах. Эксперимент состоял из нескольких этапов: 1. Подготовительный этап Предварительно были изучены научная и методическая литература, опыт учителей во внеклассной работе, ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru