Материалы » Семейный бюджет: реализация в практике преподавания экономики в школе » Анализ учебных программ школьных курсов экономики

Анализ учебных программ школьных курсов экономики

Страница 1

В настоящее время преподавателями экономики российских школ разработаны программы для всех ступеней общеобразовательной школы, включая программы для факультативных занятий и для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики. Программы отражают структуру и основные направления развития школьного экономического образования, учитывают опыт преподавания экономических и бизнес-дисциплин в образовательных учреждениях России и за рубежом.

Отметим некоторые особенности наиболее распространенных программ по экономике (таблица № 2):

Таблица № 2

Учебные программы по экономике

Авторы

программы

Название

Задачи

Основные содержательные линии и объем полученных знаний

Начальная школа:

Сасоева И.А.

Экономика для младших классов

Ознакомление учащихся с элементарными экономическими понятиями, развитие интереса к предмету через игровые и творческие задания.

Должны знать, какие бывают потребности, каковы источники удовлетворения потребностей, почему все потребности нельзя удовлетворить, необходимость выбора, роль денег в жизни человека и общества, доходы и расходы в семье, где можно приобрести товары и услуги; взаимоотношения покупателя и продавца. Должны иметь представления о школьном хозяйстве, о домашнем хозяйстве.

Средняя ступень основной школы

Липсиц И.В.,

Антонова Л.В.

Экономика для средней ступени основной школы (для 5-6 классов).

Не носит нормативного, обязательного характера и как факультативный курс имеет возможность для гибкого реагирования на конкретные условия его проведения. Заложенные в ней возможности позволяют строить весь учебный процесс. Внося в него необходимые изменения как по содержанию, так и по форме.

· Липсиц И.В.

«Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» (для 7-8 классов)

Подготовить учащихся к лучшему усвоению основ экономических знаний в 9-11 классах; сформировать у них систематическое представление об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики.

Курс сочетает большой материал по экономической истории и описание современных способов осуществления хозяйственной деятельности.

· Авторский коллектив под руководством

· Сасоевой И.А.

Экономика (5-9 класс):

Воспитательные: воспитание чувства хозяина, предприимчивости, ответственности за результаты и последствия деятельности, готовности к принятию самостоятельных решений при нравственно ценном выборе средств достижения цели, этики делового общения.

5 класс – экономика семьи. Обязательный минимум содержания для учащихся включает следующие элементы: моя семья, семейный бюджет, семейное хозяйство, рачительный хозяин, думающий покупатель, семья в условиях рыночных отношений;

6 класс – экономика самостоятельной хозяйственной единицы (на примере экономики школы);

7 класс – экономика ближайшего окружения;

8 класс - личность и экономика;

9 класс – мир экономики: организация экономики; рынок, спрос и предложение, деньги в экономике; экономический цикл, экономические системы; бизнес в экономике.

Старшее звено образовательной системы

· Азимов Л.Б.,

· изд. «Вита-пресс».

Автономов В.С., М., 1998.

Равичев С.А., Протасевич Т.А., Международный центр экономического и бизнес-образования;

Любимов Л.Л., Раннева Н.А., ГУ-ВШЭ.

Иванов С.И.,

РГПУ им.А.И. Герцена, СПб.

Липсиц И.В., ГУ-ВШЭ.

Коллектив педагогов, психологов и ученых-экономистов под руководством доктора Гаролда Т. Шапиро, президента Принстонского университета, США.

Дрондина А.Л.

Сасова И.А.

Леонтьев А.В.

«Введение в экономику» (9-10 классы).

«Введение в экономику» (9-10 классы).

«Современная экономика» (9-11 классы).

«Основы экономических знаний» - программа для 10-11 классов с углубленным изучением экономики.

«Основы экономической теории» - программа для 10-11 классов, лицеев и гимназий с углубленным изучением экономики.

«Основы бизнеса и предпринимательства» - программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.

«Прикладная экономика» - программа для 10-11 классов школ, гимназий, лицеев и других образовательных учреждений.

«Основы экономики и бизнеза» (9-11 кл.)

«Основы рыночной экономики» (9-11 кл.).

«Экономика крестьянского (фермерского) хозяйства», «Технология предпринимательства» (9-11 кл.)

1. Повышение эффективности жизнедеятельности выпускников школы в динамичных социально-экономических условиях; содействие их профессиональному самоопределению.

2.Формирование экономических знаний и умений, необходимых для успешной интеграции в социальную среду, получение представлений о предпринимательской деятельности.

3.Обеспечение уровня экономической подготовки, позволяющей продолжать обучение на экономических факультетах вузов.

4.Расширение представлений о профессиональной финансово-экономической деятельности.

5.Развитие экономической культуры и современного экономического мышления.

- разработка личных профессиональных планов, уточнение своего будущего социально-профессионального статуса;

- приобретение предпринимательской компетенции (с возможностью открыть собственное дело).

Экономическое образование в этих классах строится на основе уровневого подхода:

1-й уровень – обязательная составная часть общего образования, предусматривающая овладение всеми учащимися минимальным уровнем базовых знаний личной, семейно и производственной экономики, цивилизованным отношением к разным формам собственности, предпринимательству, конкуренции и другим явлениям и процессам рыночной экономики.

2-й уровень – начальная профессиональная экономическая подготовка, связанная с открытием «собственного дела», элементарной деятельностью в области маркетинга, менеджмента, банковского дела, бухучёта и т.п.

3-й уровень – углублённая экономическая подготовка, направленная на получение высшего экономического образования. Её целесообразно организовать в школах, гимназиях по специальным программам с отобранным контингентом учащихся.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Понятие «педагогический конфликт» и его особенности
Педагогическое общение представляет собой коллективную систему социально-психологического взаимодействия. Причем линии общения находятся в постоянном взаимодействии, пересекаются и взаимопроникают друг в друга. Взаимодействие педагога с учащимися происходит в различных ситуациях. Чаще всего эти сит ...

Виды, формы и методы внутришкольного контроля
Проблема классификации видов, форм и методов внутришкольного контроля в настоящее время остается дискуссионной, что является подтверждением актуальности данной проблемы в теории и практике и продолжающимся поиском ее оптимального решения. В книге М.Л.Портнова «Труд руководителя школы» выделяются тр ...

Технология применения логических опорных конспектов
В основе технологии лежит идея опоры на зрительный образ, которая широко распространена в практике работы учителей географии. На уроках географии применяются опоры словесные (яркие образные рассказы, описания, в том числе отрывки из художественных произведений), графические (схемы, рисунки, таблицы ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru