Материалы » Антропогенное воздействие на ландшафты Кавказа в ходе этногенеза народов его населяющих » Этногенез народов Кавказа

Этногенез народов Кавказа

Страница 8

Самоназвание адыгских народов ("адыгэ") происходит от древнеадыгской формы "а-дыгъэ" - "народ солнца". По другой версии - от "адзэхэ" ("войска" или "народ войск"). На рубеже нашей эры древнеадыгские племена занимали территории по побережью Чёрного моря вплоть до Сочи, где жили убыхи. В Европе их именовали зихи и касоги. Применялось также тюркское слово черкес. В XI в. часть адыгских племён стала продвигаться на восток. К XIII-XIV вв. можно отнести обособление кабардинских племён.

Нахские народы антропологически сложились в конце бронзового века (III тыс. до н.э.), в эпоху расцвета кобанской и каякентхарачойской культур на Северном Кавказе, которые получили развитие на основе кура-аракской культуры. Они жили по обе стороны Кавказского хребта. Вайнахами именуются только чеченцы и ингуши, а нахами - эти же народы, включая бацбийцев. По легендам, в определённый период истории нахи жили в разное время: в Нахчуване (совр. Нахичеванская Автономия в составе Азербайджана), Халибе, Кызымгане, а потом перевалили через Кавказский хребет и осели в горах Северного Кавказа в районе получившем название Нохчмакхой. К северу от нахов Ставропольских степях проживали орстхоевцы (карабулаки), которые после монголо-татарского нашествия переселились на юг и влились в нахское население. Нахи, как население долины Терека и пригорных районов, фигурируют в "Географии" Страбона (I тыс. до н.э.) под именем "гаргареи" (от хуррит. "гаргара" - "родственник"). Этим же термином называли тогда и хурритское население Карабаха. Армянские источники 7 в. н.э. упоминают население государства Кобане под именем "нахча матья" ("говорящих на языке нахча"). До 8 в. н.э. сохранялись языческие верования, аналогичные абхазским и адыгским - нарты и дэвы, карлики-ацаны, которые были вытеснены православием, пришедшим из Грузии.

Вскоре после распада нахско-дагестанско языковой общности (III Тыс. до н.э.), началось членение протодагестанского языка на аваро-андо-цезский и лако-даргино-лезгинский ареалы. Деление ареалов на ветви произошло во II тыс. до н.э., когда образовались лезгинская и лако-даргинская ветви (аваро-андо-цезская общность дольше сохраняла единство). В I тыс. до н.э. разделилась лако-даргинская ветвь и начался распад протолезгинской общности. Тогда же, предположительно обособился хиналугский язык. В 9 в. до н.э. обособился язык Алазанской долины, на котором говорили агване (албанцы, арранцы), образовавшие в последующем государство Кавказская Албания. Ныне на этом языке говорят удинцы - потомки албанцев. В 6 в. до н.э. от протолезгинского массива откололся арчинский язык, а сам протолезгинский массив разделился на ю. в. и западную зоны. В 3 в. до н.э. ю. з. зона распалась на самурскую и шахдагскую общности. Самурская распалась сразу на цахурский и рутульский языки. Шахдагская общность (крызский и будухский языки) сохраняла единство до 10 в. н.э. Восточная зона в 3 в. до н.э. разделилась на табасарано-агульскую и, собственно, лезгинскую общности. Табасаранский и агульский фигурируют как самостоятельные языки с 7 в. н. э.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Другая информация:

Анализ программы по изобразительному искусству и художественному труду под редакцией Б.М. Неменского
Прежде всего, мы выбрали эту программу, потому что в ней предоставлено большее количество часов, а именно в 6 классе для изучения этой темы посвящена полная (первая) четверть учебного года (8 часов). За этот период, можно непрерывно и не опираясь на остаточные знания ознакомить и научить детей виде ...

Разработка тематики и содержания элективных курсов технологического направления
Элективные курсы по предметам, не входящим в Базисный учебный план. Типовое многообразие элективных курсов включает в себя авторские курсы, строящиеся самой школой, отдельными педагогами, в том числе с использованием нетрадиционных учебных технологий (а также «сетевые курсы», разрабатывающиеся и ре ...

Выявление уровня сформированности экологических знаний у старших дошкольников
В предыдущей главе были рассмотрены теории воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста в целом и через игровую деятельность. Экологическая культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru