Материалы » Антропогенное воздействие на ландшафты Кавказа в ходе этногенеза народов его населяющих » Этногенез народов Кавказа

Этногенез народов Кавказа

Страница 8

Самоназвание адыгских народов ("адыгэ") происходит от древнеадыгской формы "а-дыгъэ" - "народ солнца". По другой версии - от "адзэхэ" ("войска" или "народ войск"). На рубеже нашей эры древнеадыгские племена занимали территории по побережью Чёрного моря вплоть до Сочи, где жили убыхи. В Европе их именовали зихи и касоги. Применялось также тюркское слово черкес. В XI в. часть адыгских племён стала продвигаться на восток. К XIII-XIV вв. можно отнести обособление кабардинских племён.

Нахские народы антропологически сложились в конце бронзового века (III тыс. до н.э.), в эпоху расцвета кобанской и каякентхарачойской культур на Северном Кавказе, которые получили развитие на основе кура-аракской культуры. Они жили по обе стороны Кавказского хребта. Вайнахами именуются только чеченцы и ингуши, а нахами - эти же народы, включая бацбийцев. По легендам, в определённый период истории нахи жили в разное время: в Нахчуване (совр. Нахичеванская Автономия в составе Азербайджана), Халибе, Кызымгане, а потом перевалили через Кавказский хребет и осели в горах Северного Кавказа в районе получившем название Нохчмакхой. К северу от нахов Ставропольских степях проживали орстхоевцы (карабулаки), которые после монголо-татарского нашествия переселились на юг и влились в нахское население. Нахи, как население долины Терека и пригорных районов, фигурируют в "Географии" Страбона (I тыс. до н.э.) под именем "гаргареи" (от хуррит. "гаргара" - "родственник"). Этим же термином называли тогда и хурритское население Карабаха. Армянские источники 7 в. н.э. упоминают население государства Кобане под именем "нахча матья" ("говорящих на языке нахча"). До 8 в. н.э. сохранялись языческие верования, аналогичные абхазским и адыгским - нарты и дэвы, карлики-ацаны, которые были вытеснены православием, пришедшим из Грузии.

Вскоре после распада нахско-дагестанско языковой общности (III Тыс. до н.э.), началось членение протодагестанского языка на аваро-андо-цезский и лако-даргино-лезгинский ареалы. Деление ареалов на ветви произошло во II тыс. до н.э., когда образовались лезгинская и лако-даргинская ветви (аваро-андо-цезская общность дольше сохраняла единство). В I тыс. до н.э. разделилась лако-даргинская ветвь и начался распад протолезгинской общности. Тогда же, предположительно обособился хиналугский язык. В 9 в. до н.э. обособился язык Алазанской долины, на котором говорили агване (албанцы, арранцы), образовавшие в последующем государство Кавказская Албания. Ныне на этом языке говорят удинцы - потомки албанцев. В 6 в. до н.э. от протолезгинского массива откололся арчинский язык, а сам протолезгинский массив разделился на ю. в. и западную зоны. В 3 в. до н.э. ю. з. зона распалась на самурскую и шахдагскую общности. Самурская распалась сразу на цахурский и рутульский языки. Шахдагская общность (крызский и будухский языки) сохраняла единство до 10 в. н.э. Восточная зона в 3 в. до н.э. разделилась на табасарано-агульскую и, собственно, лезгинскую общности. Табасаранский и агульский фигурируют как самостоятельные языки с 7 в. н. э.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Другая информация:

О возможности применения системы учебных задач в программе А.Г. Мордковича
В программе А.Г. Мордковича понятие функции вводится по принципу "от частного к общему". Базовой моделью для введения линейной функции является линейное уравнение с двумя неизвестными, которое появляется как модель практической ситуации (модель текстовой задачи). Автор осуществляет перехо ...

Понятие духовно-нравственного воспитания и его содержание
Педагогика — наука о воспитании человека, о целенаправленном формировании сознания и поведения, соответствующего сознательным установкам. Педагогика рассматривает цели, задачи, методы воспитании. Поведение человека, его жизненные установки, его душевные качества формируются в соответствии с теми це ...

Социальное воспитание старших подростков в учреждении дополнительного образования
Социальное воспитание осуществляется обществом и государством в учреждениях как спецально создаваемых для этой цели, так и занимающихся им наряду со своими основными функциями. В современной педагогике существуют разные подходы к определению сущности социального воспитания. В работе нами принят под ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru