Материалы » Экономическое образование школьников » Педагогические технологии - формирование нового педагогического мышления

Педагогические технологии - формирование нового педагогического мышления

Страница 1

Следующая проблема педагогической науки связана с разработкой новых педагогических технологий. Под педагогической технологией понимается естественный набор различных приемов педагогического воздействия как естественного и гармоничного поведения педагога в контексте современной культуры, на уровне его высокой духовности и психолого-педагогического понимания разворачивающейся ситуации. Это операционное обеспечение гуманных, психологически оправданных функций взрослого по отношению к ребенку. Данная проблема возникла в силу колоссального социального напряжения, увеличения психологических нагрузок, падающих на личность и повышения требований к уровню развития человека на рубеже XX - XXI веков.

Можно выделить следующие побудительные причины возникновения и практического использования педагогических технологий:

- необходимость внедрения в педагогику системно-деятельностного подхода;

- потребность в активизации познавательной деятельности каждого школьника, замена малоэффективных способов обучения детей более активными;

- возможности экспертного проектирования технологической подготовки цепочки процедур, методов, организационных форм взаимодействия учащихся и педагога, обеспечивающие гарантированные результаты обучения.

Современные педагогические технологии основаны на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента. Они разрабатываются под конкретный педагогический замысел, в их основе лежат определенные методологические позиции авторов. Технологическая цепочка педагогических действий выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата. Функционирование педагогической технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся с учетом принципов индивидуализации и дифференциации. Поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем и, с другой стороны, гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками. Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

В новых условиях профессиональная деятельность учителя должна основываться не на прежней схеме указаний, подчинении воли ребенка, а на новой - помогать ребенку овладеть технологией саморазвития. На какие социальные, психологические особенности при этом опираться? Как соответствовать уровню развития ребенка? На эти и подобные вопросы эпохи рынка призвана ответить наука.

А как это лучше сделать? Для этого, в первую очередь, необходимо сформировать у учителя новое педагогическое мышление. Содержание нового педагогического мышления соотносится с тремя структурными уровнями человека как субъекта-объекта воспитания и обучения: общесоциологическим, социально-групповым и индивидуально-личностным

Общесоциологический уровень обусловлен наличным составом функционирующих социальных институтов по воспроизводству человека в качестве целостного субъекта общественной жизни. Здесь речь идет о стратегических задачах социальной педагогики, изменении общественного сознания и нахождении адекватных средств ее осуществления на основе дифференцированного критического анализа прошлого опыта, господствующих теоретико-педагогических представлений и умонастроений.

Социально-групповой аспект педагогического мышления детерминируется конкретно-исторической обстановкой, динамической взаимосвязью различного рода концептов, интересов и коммуникаций, образующих ядро группового сознания. На этом уровне происходит своеобразная конкретизация 'социального заказа" времени применительно к той или иной общественной группе, специфике того понятий иного пространства, которым она располагает и в пределах которого осознает и формирует свои потребности.

Индивидуально-личностный аспект выражает диалектику подхода к человеку как субъекту, обладающему уникальным миром своего "Я", системой индивидуализации, личностных параметров тех интеллектуальных и эмоциональных установок, посредством которых осуществляется его право на выбор, на самостоятельное решение.

Новое педагогическое мышление в единстве отмеченных аспектов охватывает все звенья, все направления человеческой духовности, позволяя подниматься на более высокий, интегрированный уровень своего содержания.

В связи с этим основная задача педагогики заключается в том, чтобы на основе интеграции общественного сознания подвергнуть методологическому анализу привычные формулы педагогического мышления, обновить многие из них и, в итоге, придать им новую теоретическую и практическую направленность. Главные компоненты этого преобразования в следующем:

- преобразование должно проходить как процесс диалектического осознания педагогического мышления, способного принимать самого человека не только в конкретно-историческом и социально-прагматическом разрезе, но и в широком культурологическом плане. Это позволит педагогике уйти от традиционной стандартизации однажды уже найденных принципов, невольно редуцирующих всю многозначность человеческой сущности к одному социально-классовому началу;

Страницы: 1 2

Другая информация:

Опытно-экспериментальная работа по использованию дидактических игр на уроках математики в начальных классах
Нами был проведен эксперимент, главной целью которого было выяснение, как дидактические игры развивают познавательную деятельность. Для экспериментальной работы была выбрана база исследования МОУ СОШ д. Исянгильдино Хайбуллинского района. Экспериментальная работа проводилась во 2-ом классе по прогр ...

Цепочка учебных затруднений на формирование понятия функции в курсе алгебры С.Ф. Горбова
Как уже отмечалось, в курсе С.Ф. Горбова понятие функции вводится с помощью специально организованных авторами ситуаций затруднения. Они оформляются в заданиях. Остальные задачи, предлагаемые в задачнике, направлены на конкретизацию понятия или применение введенного способа. С.Ф. Горбов довольно ча ...

Методика и организация опытно-экспериментальной работы по реализации личностно-ориентированного обучения на уроках БЖ
База исследования: исследование проводилось в 69 школе, в 7-х классах: 7 а и 7 б. Характеристика классов: В одном классе (7 а) велись обычные уроки, в другом классе (7б) проводились уроки с использованием технологии личностно-ориентированного обучения. В обоих классах в исследовании принимали участ ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru