Материалы » Экономическое образование школьников » Педагогические технологии - формирование нового педагогического мышления

Педагогические технологии - формирование нового педагогического мышления

Страница 1

Следующая проблема педагогической науки связана с разработкой новых педагогических технологий. Под педагогической технологией понимается естественный набор различных приемов педагогического воздействия как естественного и гармоничного поведения педагога в контексте современной культуры, на уровне его высокой духовности и психолого-педагогического понимания разворачивающейся ситуации. Это операционное обеспечение гуманных, психологически оправданных функций взрослого по отношению к ребенку. Данная проблема возникла в силу колоссального социального напряжения, увеличения психологических нагрузок, падающих на личность и повышения требований к уровню развития человека на рубеже XX - XXI веков.

Можно выделить следующие побудительные причины возникновения и практического использования педагогических технологий:

- необходимость внедрения в педагогику системно-деятельностного подхода;

- потребность в активизации познавательной деятельности каждого школьника, замена малоэффективных способов обучения детей более активными;

- возможности экспертного проектирования технологической подготовки цепочки процедур, методов, организационных форм взаимодействия учащихся и педагога, обеспечивающие гарантированные результаты обучения.

Современные педагогические технологии основаны на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента. Они разрабатываются под конкретный педагогический замысел, в их основе лежат определенные методологические позиции авторов. Технологическая цепочка педагогических действий выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата. Функционирование педагогической технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся с учетом принципов индивидуализации и дифференциации. Поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем и, с другой стороны, гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками. Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

В новых условиях профессиональная деятельность учителя должна основываться не на прежней схеме указаний, подчинении воли ребенка, а на новой - помогать ребенку овладеть технологией саморазвития. На какие социальные, психологические особенности при этом опираться? Как соответствовать уровню развития ребенка? На эти и подобные вопросы эпохи рынка призвана ответить наука.

А как это лучше сделать? Для этого, в первую очередь, необходимо сформировать у учителя новое педагогическое мышление. Содержание нового педагогического мышления соотносится с тремя структурными уровнями человека как субъекта-объекта воспитания и обучения: общесоциологическим, социально-групповым и индивидуально-личностным

Общесоциологический уровень обусловлен наличным составом функционирующих социальных институтов по воспроизводству человека в качестве целостного субъекта общественной жизни. Здесь речь идет о стратегических задачах социальной педагогики, изменении общественного сознания и нахождении адекватных средств ее осуществления на основе дифференцированного критического анализа прошлого опыта, господствующих теоретико-педагогических представлений и умонастроений.

Социально-групповой аспект педагогического мышления детерминируется конкретно-исторической обстановкой, динамической взаимосвязью различного рода концептов, интересов и коммуникаций, образующих ядро группового сознания. На этом уровне происходит своеобразная конкретизация 'социального заказа" времени применительно к той или иной общественной группе, специфике того понятий иного пространства, которым она располагает и в пределах которого осознает и формирует свои потребности.

Индивидуально-личностный аспект выражает диалектику подхода к человеку как субъекту, обладающему уникальным миром своего "Я", системой индивидуализации, личностных параметров тех интеллектуальных и эмоциональных установок, посредством которых осуществляется его право на выбор, на самостоятельное решение.

Новое педагогическое мышление в единстве отмеченных аспектов охватывает все звенья, все направления человеческой духовности, позволяя подниматься на более высокий, интегрированный уровень своего содержания.

В связи с этим основная задача педагогики заключается в том, чтобы на основе интеграции общественного сознания подвергнуть методологическому анализу привычные формулы педагогического мышления, обновить многие из них и, в итоге, придать им новую теоретическую и практическую направленность. Главные компоненты этого преобразования в следующем:

- преобразование должно проходить как процесс диалектического осознания педагогического мышления, способного принимать самого человека не только в конкретно-историческом и социально-прагматическом разрезе, но и в широком культурологическом плане. Это позволит педагогике уйти от традиционной стандартизации однажды уже найденных принципов, невольно редуцирующих всю многозначность человеческой сущности к одному социально-классовому началу;

Страницы: 1 2

Другая информация:

Значение и применение аминокислот
Аминокислоты и их производные используются в качестве лекарственных средств в медицине. Так глицин оказывает укрепляющее действие на организм и стимулирует работу мозга. Лизин и метионин применяются в качестве добавок в корм сельскохозяйственным животным. Человеческий организм может синтезировать 1 ...

Теоретические аспекты проблемы формирования умений диалогической речи младших школьников
Речь – единый комплекс, предполагающий умение выражать свои мысли. Речь подразделяется на устную, письменную и внутреннюю. В свою очередь устная состоит из монологической и диалогической, письменная включает в себя чтение и письмо. В данном исследовании мы рассмотрим устную речь. Устная речь это фо ...

Гуманистические принципы отбора содержания и методов реализации дизайнобразования старшеклассников
Всесторонний подход к анализу предмета исследования в рамках нашей квалификационной работы позволил выявить основные принципы осуществления дизайнобразования на гуманистических основах. Этим принципам отнесены: личностно-деятельностный, личностно-развивающий, принцип научности, ценностной ориентаци ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru