Материалы » Антропогенное воздействие на ландшафты Кавказа в ходе этногенеза народов его населяющих

Антропогенное воздействие на ландшафты Кавказа в ходе этногенеза народов его населяющих

Одной из глобальных проблем современности является проблема антропогенного воздействия на окружающую среду и в частности на ландшафты планеты. Антропогенное воздействие - это воздействие человеческого общества, оказываемое на окружающую среду, в ходе хозяйственной и иной деятельности человечества. Оно проявляется в виде определенной перестройки окружающей среды, по той или иной программе, в тех или иных целях конкретного человеческого общества и зависит от уровня технико-технологического развития, демографических факторов и от отношения людей к окружающей их природе. Как правило, в конечном итоге антропогенное воздействие сказывается на состоянии конкретных ландшафтов или ландшафтных комплексов, на территории которых оно происходит.

Ландшафт это - участок земной поверхности, качественно отличный от других участков суши, окаймленный естественными границами и представляющий собой целостную и взаимно обусловленную закономерную совокупность предметов и явлений, которая типически выражена на значительном пространстве и неразрывно связана во всех отношениях с географической оболочкой.

Антропогенное воздействие происходило во все исторические эпохи, и как уже было отмечено, всегда было неразрывно связано с отмеченными выше факторами. При этом, развитие человеческого общества неразрывно связано с развитием различных культур, с их взаимодействием между собой и объективно выражающихся для стороннего наблюдателя в виде конкретных человеческих обществ - носителей той или иной культуры, в том числе и различных этнических групп. Это взаимодействие исторически реализуется в ходе этногенеза различных этнических сообществ. Таким образом, между процессами этногенеза и антропогенным воздействием на окружающую среду существует определенная взаимосвязь.

Особенно важно это в современную эпоху, когда процесс международной интеграции и глобализации приводят к унификации традиционных этнических культур и к "размыву" этнокультурных границ, а риск возможного топливно-энергетического кризиса заставляет ведущие мировые державы и крупные транснациональные корпорации вести борьбу за новые территории богатые полезными ископаемыми, за контроль над ними. Нередко это приводит к возникновению очагов напряженности, в том числе и этнически обусловленных, выливающихся в вооруженные конфликты и полномасштабные войны, с применением современного оружия. В результате этого ландшафты, в том числе и уникальные, подвергаются интенсивному разрушительному воздействию.

Кавказ представляет в этом отношении особый интерес. Это историко-географическая область, очень сложная по этническому составу. Своеобразие географического положения как связующего звена между Европой и Азией, близость его к древнейшим цивилизациям, российская колонизация и борьба России с другими державами за право контроля над этой территории, уникальное сочетание на относительно малой территории различных ландшафтных областей и форм рельефа - все это сыграло значительную роль в развитии населяющих его народов.

Кавказ - "солнечное сплетение" Евразии - это своеобразный плацдарм для выхода к богатым ресурсам Средней Азии и самого Кавказско - Каспийского региона. Поэтому в настоящее время к его территории испытывают повышенный интерес ведущие современные державы, транснациональные корпорации и различные крупные предприятия, осуществляя на его территории борьбу за ресурсы и право контроля над регионом, нередко провоцируя здесь межэтнические конфликты, используя для этого традиционные для региона этносоциальные проблемы. В результате этнических военных конфликтов, особенностей социально-экономического развития региона, обусловленных в том числе и этническим фактором, происходит деградация и негативное преобразование уникальных ландшафтов Кавказа.

Объект исследования. Антропогенное воздействие на ландшафты Кавказа и роль этносоциальных особенностей населения региона в этом воздействии.

Предмет исследования. Антропогенное воздействие на ландшафты Кавказа в зависимости от типа технического уклада экономики.

Цель исследования. Показать роль этносоциального развития народов Кавказа в воздействии на его ландшафты.

Задачи исследования - рассмотреть и определить:

общие закономерности ландшафтной оболочки;

особенности ландшафтных областей Кавказа;

особенности исторического развития народов Кавказа, их современное состояние;

особенности взаимодействия человеческого общества и природы на Кавказе;

роль этнографических процессов и явлений в ходе воздействия человеческого общества на окружающую среду.

Степень изученности вопроса. Основой информационной базы исследования в области теории общих закономерностей развития и функционирования ландшафтной оболочки послужили работы В.А. Анучина, И.М. Забелина, А.Г. Исаченко, Л.С. Берга, В.С. Лямина, С.В. Калесника, Ю.Г. Саушкина и др.; в вопросах исследования взаимодействия природы и человеческого общества труды Р.К. Баландина, Л.С. Берга, В.И. Вернадского, Л.Н. Гумилева, С.В. Калесника, Р. Маргалефа, Н. Моисеева и др.; в области изучения вопросов этнографии в целом и этнографической истории Кавказа - А. Берже, М.М. Блиева, Ю.В. Бромлея, Н.Г. Волковой, Л.Н. Гумилева, В.В. Дегоева и др.; а также учебные пособия и методические рекомендации преподавателей кафедры рекреационных ресурсов, географии и краеведения СГУТиКД - В.И. Анисимова, Н.А. Битюкова, Г.Ж. Гамузова, М.В. Придни, С.Л. Сычева, К.Н. Чельной. Также в изучении и исследовании вопроса были задействованы работы преподавателей кафедры русской и зарубежной литературы СГУТиКД - В.Д. Лебедева и Е.И. Лебедевой, и кафедры истории и культурологии СГУТиКД - А.А. Черкасова.

Другая информация:

Пути обновления системы повышения квалификации педагогических работников в РК
Успешная реализация государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы всецело зависит от готовности к изменениям управленческих и педагогических кадров. Отсюда особую актуальность приобретает задача совершенствования кадрового потенциала работников образования. Система переподгото ...

Умственная отсталость как форма нарушения интеллекта:классификация, виды и причины формирования
Понятие «умственная отсталость» (олигофрения) в отечественной специальной психологии понимается как стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретённого). Согласно современным научным представлениям, понятие «ум ...

Лекция
Итак, лекция (от лат. lectio – чтение) – систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера; главное звено дидактического цикла обучения. Является традиционной формой для высшей школы, где на её основе форм ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru