Материалы » Антропогенное воздействие на ландшафты Кавказа в ходе этногенеза народов его населяющих

Антропогенное воздействие на ландшафты Кавказа в ходе этногенеза народов его населяющих

Одной из глобальных проблем современности является проблема антропогенного воздействия на окружающую среду и в частности на ландшафты планеты. Антропогенное воздействие - это воздействие человеческого общества, оказываемое на окружающую среду, в ходе хозяйственной и иной деятельности человечества. Оно проявляется в виде определенной перестройки окружающей среды, по той или иной программе, в тех или иных целях конкретного человеческого общества и зависит от уровня технико-технологического развития, демографических факторов и от отношения людей к окружающей их природе. Как правило, в конечном итоге антропогенное воздействие сказывается на состоянии конкретных ландшафтов или ландшафтных комплексов, на территории которых оно происходит.

Ландшафт это - участок земной поверхности, качественно отличный от других участков суши, окаймленный естественными границами и представляющий собой целостную и взаимно обусловленную закономерную совокупность предметов и явлений, которая типически выражена на значительном пространстве и неразрывно связана во всех отношениях с географической оболочкой.

Антропогенное воздействие происходило во все исторические эпохи, и как уже было отмечено, всегда было неразрывно связано с отмеченными выше факторами. При этом, развитие человеческого общества неразрывно связано с развитием различных культур, с их взаимодействием между собой и объективно выражающихся для стороннего наблюдателя в виде конкретных человеческих обществ - носителей той или иной культуры, в том числе и различных этнических групп. Это взаимодействие исторически реализуется в ходе этногенеза различных этнических сообществ. Таким образом, между процессами этногенеза и антропогенным воздействием на окружающую среду существует определенная взаимосвязь.

Особенно важно это в современную эпоху, когда процесс международной интеграции и глобализации приводят к унификации традиционных этнических культур и к "размыву" этнокультурных границ, а риск возможного топливно-энергетического кризиса заставляет ведущие мировые державы и крупные транснациональные корпорации вести борьбу за новые территории богатые полезными ископаемыми, за контроль над ними. Нередко это приводит к возникновению очагов напряженности, в том числе и этнически обусловленных, выливающихся в вооруженные конфликты и полномасштабные войны, с применением современного оружия. В результате этого ландшафты, в том числе и уникальные, подвергаются интенсивному разрушительному воздействию.

Кавказ представляет в этом отношении особый интерес. Это историко-географическая область, очень сложная по этническому составу. Своеобразие географического положения как связующего звена между Европой и Азией, близость его к древнейшим цивилизациям, российская колонизация и борьба России с другими державами за право контроля над этой территории, уникальное сочетание на относительно малой территории различных ландшафтных областей и форм рельефа - все это сыграло значительную роль в развитии населяющих его народов.

Кавказ - "солнечное сплетение" Евразии - это своеобразный плацдарм для выхода к богатым ресурсам Средней Азии и самого Кавказско - Каспийского региона. Поэтому в настоящее время к его территории испытывают повышенный интерес ведущие современные державы, транснациональные корпорации и различные крупные предприятия, осуществляя на его территории борьбу за ресурсы и право контроля над регионом, нередко провоцируя здесь межэтнические конфликты, используя для этого традиционные для региона этносоциальные проблемы. В результате этнических военных конфликтов, особенностей социально-экономического развития региона, обусловленных в том числе и этническим фактором, происходит деградация и негативное преобразование уникальных ландшафтов Кавказа.

Объект исследования. Антропогенное воздействие на ландшафты Кавказа и роль этносоциальных особенностей населения региона в этом воздействии.

Предмет исследования. Антропогенное воздействие на ландшафты Кавказа в зависимости от типа технического уклада экономики.

Цель исследования. Показать роль этносоциального развития народов Кавказа в воздействии на его ландшафты.

Задачи исследования - рассмотреть и определить:

общие закономерности ландшафтной оболочки;

особенности ландшафтных областей Кавказа;

особенности исторического развития народов Кавказа, их современное состояние;

особенности взаимодействия человеческого общества и природы на Кавказе;

роль этнографических процессов и явлений в ходе воздействия человеческого общества на окружающую среду.

Степень изученности вопроса. Основой информационной базы исследования в области теории общих закономерностей развития и функционирования ландшафтной оболочки послужили работы В.А. Анучина, И.М. Забелина, А.Г. Исаченко, Л.С. Берга, В.С. Лямина, С.В. Калесника, Ю.Г. Саушкина и др.; в вопросах исследования взаимодействия природы и человеческого общества труды Р.К. Баландина, Л.С. Берга, В.И. Вернадского, Л.Н. Гумилева, С.В. Калесника, Р. Маргалефа, Н. Моисеева и др.; в области изучения вопросов этнографии в целом и этнографической истории Кавказа - А. Берже, М.М. Блиева, Ю.В. Бромлея, Н.Г. Волковой, Л.Н. Гумилева, В.В. Дегоева и др.; а также учебные пособия и методические рекомендации преподавателей кафедры рекреационных ресурсов, географии и краеведения СГУТиКД - В.И. Анисимова, Н.А. Битюкова, Г.Ж. Гамузова, М.В. Придни, С.Л. Сычева, К.Н. Чельной. Также в изучении и исследовании вопроса были задействованы работы преподавателей кафедры русской и зарубежной литературы СГУТиКД - В.Д. Лебедева и Е.И. Лебедевой, и кафедры истории и культурологии СГУТиКД - А.А. Черкасова.

Другая информация:

Осуществление проекта опытно-экспериментальной работы
Для осуществления опытно-экспериментальной (по психологии - экспериментальной) работы проведите предварительную диагностику уровня сформированности исследуемого явления. Для того чтобы результаты позволяли выявить некоторую закономерность необходимо обследовать более 300 человек. Полученные результ ...

Модель и характеристика классного руководителя
Модель (от лат. Modulus – мера, образец) – любой образ, аналог (мысленный или условный) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели), используемый в качестве его «заместителя», «представителя». Исследовательская компетентность – знания, опыт в области педагогического исслед ...

Понятие о методах обучения
Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории. «Метод – в самом общем значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», – сказано в философ ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru