Возникновение каждой этнической группы и развитие каждой этнической группы (этногенез) обусловлено непосредственными контактами входящих в него людей. Это возможно, как правило, лишь в том случае, если люди живут по соседству, т.е. на одной территории. Общность территории выступает, таким образом, прежде всего как условие формирования этноса . Вместе с тем она является так же важнейшим условием самовоспроизводства этноса, обеспечивая развитие хозяйственных и других видов связей между его частями; природные условия этой общей территории влияют на жизнь людей, в некоторых общих особенностях их хозяйственной деятельности, культуры, быта, психики. Однако и территориально разобщенные группы этноса могут длительное время охранять свои специфические черты в области культуры и психики, а также прежнее самосознание общности. Даже находясь на значительном расстоянии друг от друга, они обычно обладают некоторыми общими этническими свойствами.
В современной этнографии этносы выделяются по расовым, антропологическим, лингвистическим и культурным признакам.
По современной расовой систематике коренное население Кавказа принадлежит к большой европейской расе, к её южной средиземноморской ветви. На Кавказе представлены три малые европейские расы: кавказо-балканская, переднеазиатская и индо-памирская. К кавказо-балканской расе относится кавкасионский антропологический тип, который сложился в результате консервации антропологических особенностей древнейшего местного европеоидного населения.
"Кавкасионский тип, - пишет В.П. Алексеев, - представляет собой древнюю формацию в истории европеоидной расы, древний широколицый и массивный тип, очевидно, еще верхнепалеолитического населения, сохранившийся до современности в результате изоляции в условиях высокогорного Кавказа".
В лингвистическом отношении, народы Кавказа входят в индоевропейскую, кавказско-иберийскую и алтайскую языковые семьи.
Индоевропейская семья на Кавказе представлена на сегодняшний день народами славянской группы (русские), иранской группы (осетины, талыши и др.), армянами.
Кавказско-иберийская языковая семья представлена на Кавказе народами картвельской группы (картвелы, сваны, грузины и другие народы Грузии), а также народами Северного Кавказа относящихся к адыго-абхазской группе (адыгейцы, балкарцы, черкесы, абхазы и др.) и к нахско-дагестанской зоне (чеченцы, ингуши, народы Дагестана).
С другой стороны, в настоящее время, ученые поставили модель кавказско-иберийской семьи под сомнение, и разделяют коренное население Кавказа на картвельскую и северокавказскую языковые семьи.
Алтайская языковая семья представлена главным образом народами тюркской группы языков (азейбарджанцы, карачаевцы, балкарцы и др.), а также калмыками, относящихся к монгольской группе алтайской семьи языков.
Исследования ученых-лингвистов показывают существование взаимосвязи древнейшего населения Кавказа (картвельская и северокавказская семья) с народами Малой Азии и Средиземноморья, в частности с хаттской и хуррито-урартской культур.
Другая информация:
Экспериментальное исследование возможностей музыкальных
занятий в условиях дополнительного образования для развития вокально-хоровых
навыков младших школьников
Эксперимент проводился в условиях музыкальной школы с разными составами групп по два раза. В ходе эксперимента применялись следующие педагогические приемы, позволяющие поддерживать интерес детей к данной деятельности: комбинации с индивидуальным и ансамблевым пением при освоении понятий солист, дуэ ...
О состоянии дошкольного образования
Мотовилихинского района г. Перми за 2007-2008 годы
Мотовилиха неоднократно меняла свой статут: вначале это был район г. Перми, потом самостоятельный районный центр и поселок городского типа, преобразованный в город Молотов 3 октября 1938 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР ЦКВКП (б) город Молотов вошел в состав Перми как Мотовилихинский ...
Основные направления и формы развития
детского творчества в учреждениях дополнительного образования
По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в ...