К началу Кавказской войны (конец 18 в. - начало 19 в.) этногеографическая карта района выглядела примерно следующим образом (см. Приложение Г, Карта 1). Степное Предкавказье - от азовского до каспийского побережья контролируется различными массивами тюркоязычных кочевников (и частью калмыками) к северу от линии Кубань - Пятигорье - Терек. К югу от этой условно линии доминируют различные образования адыгов и кумыков. Территория, населенная кумыками. Втягивается в узкую равнину прикаспийского Дагестана вплоть до Дербента, где смыкается с зоной расселения других тюркских народов. Большой Кавказ - массивная горнолесная зона и высокогорная полоса от Анапы и сходящая к Апшерону, с последовательными локусами компактного расселения различных горских групп - адыгских, абазинских, тюркских, осетинских, ингушских, чеченских и дагестанских (на северном склоне) и адыгских, абазино-абхазских, картвельских, осетинских, снова картвельских и дагестанских групп на южном склоне. Границы этнических ареалов в горной зоне Большого Кавказа гораздо более ландшафтно фиксированы и устойчивы, нежели в степном кочевом Предкавказье (где вообще вряд ли можно говорить о "границах" расселения). Взаимоотношения "плоскости" (Предкавказье) и "горных обществ" обычно характеризуется различными формами зависимости вторых от первой.
Закавказье представляет собой более разнообразную ландшафтную комбинацию: низменных равнин на Западе и Востоке, связывающих их широких долин и степей, которые в свою очередь отделяют Большой Кавказ от нагорий и долин Малого Кавказа. Закавказье распадается на несколько условных зон по доминантному этническому компоненту: гомогенный картвельский ареал на Западе, в центре и к востоку все более "сжат" горцами и тюркоязычными полукочевыми группами. Низменности и степи Восточного Закавказья - поле тюркского полукочевого доминирования с иранскими (татскими и талышскими) сегментами. Малый Кавказ - это своя сложная мозаика тюркских племен и армянских обществ.
Другая информация:
Какие вредные привычки преобладают у детей дошкольного возраста
B процессе развития личность ребенка легко формируется, но также и легко деформируется. Любое нарушение или дисгармония в окружении малыша или в отношении к нему может повлиять на его поведение. У ребенка быстро формируются стереотипы поведения, он легко приобретает некоторые привычки, которые, как ...
Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста
Я. А. Коменский, выдающийся чешский педагог, был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. «Всё ...
Упражнение как способ развития лексических навыков
Лексический механизм речи функционирует благодаря взаимодействию операций, осуществляемых с лексическими единицами в процессе ведения беседы, говорения, аудирования, чтения и письма. Эти операции различны в репродуктивных и рецептивных видах речевой деятельности, соответственно различаются между со ...