К началу Кавказской войны (конец 18 в. - начало 19 в.) этногеографическая карта района выглядела примерно следующим образом (см. Приложение Г, Карта 1). Степное Предкавказье - от азовского до каспийского побережья контролируется различными массивами тюркоязычных кочевников (и частью калмыками) к северу от линии Кубань - Пятигорье - Терек. К югу от этой условно линии доминируют различные образования адыгов и кумыков. Территория, населенная кумыками. Втягивается в узкую равнину прикаспийского Дагестана вплоть до Дербента, где смыкается с зоной расселения других тюркских народов. Большой Кавказ - массивная горнолесная зона и высокогорная полоса от Анапы и сходящая к Апшерону, с последовательными локусами компактного расселения различных горских групп - адыгских, абазинских, тюркских, осетинских, ингушских, чеченских и дагестанских (на северном склоне) и адыгских, абазино-абхазских, картвельских, осетинских, снова картвельских и дагестанских групп на южном склоне. Границы этнических ареалов в горной зоне Большого Кавказа гораздо более ландшафтно фиксированы и устойчивы, нежели в степном кочевом Предкавказье (где вообще вряд ли можно говорить о "границах" расселения). Взаимоотношения "плоскости" (Предкавказье) и "горных обществ" обычно характеризуется различными формами зависимости вторых от первой.
Закавказье представляет собой более разнообразную ландшафтную комбинацию: низменных равнин на Западе и Востоке, связывающих их широких долин и степей, которые в свою очередь отделяют Большой Кавказ от нагорий и долин Малого Кавказа. Закавказье распадается на несколько условных зон по доминантному этническому компоненту: гомогенный картвельский ареал на Западе, в центре и к востоку все более "сжат" горцами и тюркоязычными полукочевыми группами. Низменности и степи Восточного Закавказья - поле тюркского полукочевого доминирования с иранскими (татскими и талышскими) сегментами. Малый Кавказ - это своя сложная мозаика тюркских племен и армянских обществ.
Другая информация:
Педагогические основы изучения математической логики в средней школе в
рамках внеучебной деятельности
Резкое ускорение процесса обновления информации и внедрение компьютеров во многие сферы жизни общества привели к смещению акцентов с увеличения объема знаний, предназначенных для усвоения школьниками, на развитие у них логических и общелогических умений. «Практика показывает, — отмечает Т.А. Кондра ...
Результаты экспериментальной работы по осуществлению дизайн-образования
старшеклассников на принципах гуманизма
В основу нашей экспериментальной работы легло разработанное нами построение процесса обучения старшеклассников дизайну одежды и его дидактическое обеспечение. Это обусловлено необходимостью проведения экспериментальной проверки эффективности дизайнобразования старшеклассников с использованием систе ...
Технология учебно-игровой деятельности
Несмотря на то, что игры в практике обучения используются давно, в психологии, дидактике и методике не существует единого подхода к понятию «игра». Игра рассматривается с разных позиций: 1) как прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности; 2) как прием обучения, направлен ...