Как уже было отмечено выше, присутствие человека на Кавказе наблюдается со времен каменного века. Известно, что территория Кавказа была заселена уже в раннем палеолите. Извержения вулканов и землетрясения сопровождались подъемом горных хребтов. Ледник, спускавшийся по ущельям, неоднократно покрывал горы и предгорные долины. В перерывах между оледенениями восстанавливался теплый и влажный климат.
Люди уходили из горной зоны на время похолоданий. Плотность населения была очень низкой. Небольшие человеческие коллективы, рассеянные на огромном пространстве, жили собирательством и коллективной охотой. Древнейшие жители гор располагали свои стоянки в пещерных убежищах. Первые орудия труда первобытного человека - ручное рубило, скребло и остроконечник, который можно было использовать для копья. Только к концу палеолита, когда усовершенствовалась техника обработки камня, появились ножевидные пластины, резцы. Главным источником пропитания была охота на бизонов, мамонтов, гигантских и благородных оленей, пещерных медведей, диких лошадей, горных козлов.
В основном это были люди, представлявшие так называемые мустьерскую и ашельскую культуры. Археологические находки показывают о том, что эти культуры были распространены практически по всему Кавказу. Стоянки людей той эпохи обнаружены и в районе г. Сочи (Ахштырская пещера, Воронцовские пещеры и др.), и в Карабахской зоне Малого Кавказа, и на территории Северного Кавказа (Дагестан, Осетия). К сожалению, сейчас нам неизвестно, что это были за народы, на каких языках они говорили.
Последний этап каменного века - неолит - стал временем зарождения производящего хозяйства. В поисках надежного источника пищи люди научились обрабатывать землю и выращивать на ней злаки. Кавказ входит в число древнейших очагов земледелия. Вторая отрасль производящего хозяйства - скотоводство, то есть разведение одомашненных животных. Переход от присвоения произведений природы к их производству называют "неолитической революцией" Это была самая великая и значительная революция в истории человечества.
В эпоху бронзового века заметно ускорилось развитие человеческого общества. Выгодное географическое расположение на стыке Европы и Азии, горнорудные богатства и высокий уровень производящего хозяйства превратили Кавказ в один из мировых центров бронзовой металлургии. Установились тесные связи местных племен с населением северной степной зоны и Ближнего Востока. Кавказскую бронзу в виде сырья или готовых изделий развозили по всей Юго-Восточной Европе. Именно в бронзовом веке вместе с успехами в хозяйстве началось расслоение общества. В равноправных коллективах рода и племени выделяется верхушка руководителей - жрецов и военных вождей. Имущественное неравенство стало возможным, когда отдельная семья превратилась в обособленную общественную и хозяйственную ячейку. Занятия скотоводством, земледелием, металлургией могли обеспечить членов трудолюбивой семьи не только пропитанием, но и некоторым богатством. Успешные войны с захватом добычи увеличивали богатство состоятельных семей и укрепляли привилегии руководящей родоплеменной элиты.
Другая информация:
Построение процесса обучения старшеклассников дизайну одежды на принципах
гуманизма
Теоретический анализ проблемы реализации дизайнобразования как средства гуманизации обучения старшеклассников технологии, позволивший выявить гуманистические основы и возможности дизайнобразования учащихся современной школы, определить гуманистические принципы отбора и построения содержания дизайно ...
Комплексная модернизация образования. Механизмы реализации
Основная цель комплексной модернизации - предоставить всем школьникам возможность получить качественное общее образование. В первую очередь это означает обеспечение современных условий: а) оснащенность комплексом учебного и компьютерного оборудования, функциональные возможности которого полностью о ...
Организация процесса обучения БЖ на основе личностно-ориентированного
подхода
При личностном подходе существование индивидуальных различий среди детей есть необходимое условие достижения поставленной цели – обеспечить развитие каждого ученика как неповторимой личности. В личностно-ориентированной системе образования принцип индивидуализации является не пустой декларацией, а ...