Материалы » Формирование грамматического строя речи дошкольников с ОНР III уровня » Основные направления и методические подходы к коррекции грамматического строя речи

Основные направления и методические подходы к коррекции грамматического строя речи

Страница 3

Новые грамматические формы и конструкции предъявляются детям на базе хорошо известной им лексики.

Содержание заданий направлено на практическое закрепление умений и навыков, формируемых на занятиях.

Задания по словоизменению и словообразованию направлены на формирование грамматического строя речи, устранение имеющихся аграмматизмов, кроме того, они предусматривают дальнейшее накопление и уточнение пассивного и активного словаря, расширение знаний различных форм слов и оборотов разговорной речи, активизацию и совершенствование имеющихся у детей речевых навыков.

В процессе выполнения упражнения позволяют использовать многообразные приемы коррекционной работы, из которых можно выделить следующие:

- рассматривание и называние тех предметов, о которых идет речь в упражнении;

постановка вопросов на уточнение названий признаков предметов, действий, которые ребенок видит вокруг. Сначала вопросы носят подсказывающий характер, а затем требуют самостоятельных ответов;

подбор слов противоположных по значению;

дополнение предложений нужным по смыслу словом;

нахождение ошибки в предложении и исправление ее;

при пересказе текстов с отрабатываемыми грамматическими категориями дети сначала должны ответить на вопросы по тексту, затем пересказать текст полностью.

В упражнениях и заданиях дается речевой материал, который используется для формирования и коррекции грамматического строя речи.

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в целях повышения интереса к выполнению речевых упражнений задания целесообразно выполнять в игровой форме. Речевой материал позволяет использовать многообразие дидактических игр и приемов, включая в работу различные анализаторы. Для выполнения каждого задания дается точная инструкция.

Выбор инструкции зависит от целей и задач коррекционной работы решаемых в данный момент. Для полдержания интереса к речевым упражнениям можно предлагать: задания с мячом;

выполнять действия, о которых идет речь в упражнении, затем ответить на вопрос: что ты сделал?

рисовать в тетради предметы, о которых идет речь в упражнении, с последующим объяснение того, что нарисовал;

находить в окружающей обстановке предметы, о которых идет речь в упражнении;

использовать игрушки и действия с ними;

выполнять упражнения пальчиковой гимнастики при проговаривании слов и словосочетаний.

Таким образом, учет психологических особенностей детей дошкольного возраста, общедидактических принципов, использования многообразных дидактических игр и приемов в сочетании с многократностью и вариативностью предлагаемых речевых упражнений позволяют достичь эффективности в коррекционной работе по формированию грамматического строя речи и устранению аграмматизмов у детей с общим недоразвитием речи.

При проведении контрольного эксперимента (после шестимесячного обучения в апреле 2006 года) нами была применена та же методика, что и в контрольном эксперименте, но с использованием другого наглядного и лексического материала.

Задание №1. Согласование прилагательных.

Цель: согласование прилагательных с существительными. Наглядный материал: предметные картинки из серии «Одежда». Лексический материал: платье, шапка, шарф, юбка, рубашка, перчатки, брюки, кофта, плащ, шуба.

Задание: посмотрите на картинки, что изображено на них? Ответьте на вопросы: Какой? Какая? Какое? - подбирая определение к каждой вещи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другая информация:

Чистые продукты питания и здоровье человека
Каждый человек знает, что пища необходима для нормальной жизнедеятельности организма. Но мы часто употребляем в пищу то, что вкусно, что можно быстро приготовить, и не очень задумываемся о полезности и доброкачественности употребляемых продуктов. Врачи утверждают, что полноценное рациональное питан ...

Модель и характеристика классного руководителя
Модель (от лат. Modulus – мера, образец) – любой образ, аналог (мысленный или условный) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели), используемый в качестве его «заместителя», «представителя». Исследовательская компетентность – знания, опыт в области педагогического исслед ...

Методика проведения сюжетных физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста
Для детей ведущей деятельностью является выполнение игровых действии. В первую очередь это действие с предметами, в которых дети пытаются воспроизвести наблюдаемый ими способ употребления предмета. Дети принимают на себя роль, осваиваются в воображаемой ситуации, но не обыгрывают эти предметы. Осно ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru