Материалы » Формирование грамматического строя речи дошкольников с ОНР III уровня » Основные направления и методические подходы к коррекции грамматического строя речи

Основные направления и методические подходы к коррекции грамматического строя речи

Страница 2

Авторы пособия «Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи» Гимонен В. И., Туюлайнен Е. Т. предлагают непрерывный коррекционный процесс, равноправными звеньями которого являются логопед, воспитатель и родители. В пособии предложен тематический принцип организации учебного материала.

Каждый раздел включает в себя: общий лексический и грамматический материал, виды работ по развитию навыков связной речи (тематическое планирование);

примерное содержание логопедических занятий;

примерное содержание заданий воспитателю;

задания родителям в логопедическом уголке.

Основной формой коррекционного обучения являются логопедические занятия, которые предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и подготовки к школе.

Предусматриваются следующие виды занятий:

занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи;

занятия по формированию произношения.

Они включают в себя: формирование словарного запаса; грамматической правильности речи и развитие связной речи.

Поскольку проявление речевого недоразвития у детей отличается большой вариативностью, предусматривается индивидуальная работа по преодолению стойких речевых недостатков, препятствующих успешному усвоению материала на фронтальных занятиях. Систематически проводятся с одним ребенком или с 2 - 4 детьми, имеющими однородные формы речевой патологии.

Количество занятий меняется в зависимости от периода обучения. В I периоде обучения фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся два раза в неделю. Во II периоде обучения речевые возможности детей возрастают: занятия проводятся три раза в неделю. В III периоде акцент переносится на развитие самостоятельной связной речи, занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводится три раза в неделю.

Основными задачами коррекционного обучения детей с ОНР III уровня являются:

- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

формирование полноценной звуковой стороны;

подготовка к грамоте; овладение элементами грамоты;

дальнейшее развитие связной речи.

Данные современных психолингвистических, психологических и педагогических исследований требуют построения системы развития речи детей с учетом двух психологических принципов: принципа развития и принципа деятельности.

В настоящее время эти принципы занимают ведущее место при разработке содержания и методов обучения речи детей дошкольного возраста.

Формирование грамматической правильности речи происходит на основе предварительно усвоенного материала по лексике и фонетике. Оно начинается с упражнений по различению и сопоставлению форм слов. Детей необходимо научить вслушиваться в окончания.

Овладение грамматическими умениями происходит в специально организуемых коммуникативных ситуациях, связанных с изучаемой тематикой.

При подборе упражнений направленных на формирование грамматических навыков, подбирается лексический материал знакомый детям.

При обучении на занятиях широко используется вопросно-ответная форма речи; речевые упражнения на основе образца, данного логопедом .

Работа по коррекции и формированию грамматического строя речи; осуществляется в речевых группах на всех занятиях. Специфика этой работы заключается в организации системы упражнений по восполнению пробелов в речевом развитии ребенка: умение анализировать языковой материал, синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка, обобщать полученные знания с учетом существенных и несущественных признаков. На этой основе у детей формируются представления о различных грамматических формах и конструкциях, специальных знаний, включаются в коммуникативные функции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другая информация:

Культурный подход
В связи с этим особую значимость приобретает гуманистическая ориентация педагогов на существующие общекультурные, национальные и социальные нормы поведения. Приобщение учащихся к культурным ценностям невозможно без обращения к истории общественных явлений, изучение которых поможет им принять культу ...

Однородность образовательной системы в разных видах средневековых школ
Описанный строй схоластического образования был общим, по существу, для всей средневековой школы, для всех ее видов: и для церковно-приходских, и для монастырских, и для университетов, и даже для школ городских. Между ними была, разумеется, некоторая разница в организации школьного управления, в об ...

О возможности применения системы учебных задач в программе А.Г. Мордковича
В программе А.Г. Мордковича понятие функции вводится по принципу "от частного к общему". Базовой моделью для введения линейной функции является линейное уравнение с двумя неизвестными, которое появляется как модель практической ситуации (модель текстовой задачи). Автор осуществляет перехо ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru