Материалы » Разработка, дидактическое обеспечение и экспериментальная проверка процесса реализации дизайнобразования как средства гуманизации обучения старшеклассников » Возможности дизайонобразования на гуманистических основах в содержании учебных программ образовательной области «Технология»

Возможности дизайонобразования на гуманистических основах в содержании учебных программ образовательной области «Технология»

Страница 1

гуманистический дизайнообразование гуманизация старшеклассник

Современный этап развития общества, связанный с внедрением новых технологий направлен на более полную реализацию потенциальных способностей личности и имеет неоценимое значение подготовки подрастающих поколений к обозримому будущему.

В процессе теоретического анализа проблемы реализации дизайнообразования выявлено, что содержание школьного образования должно обеспечить у учащихся видение современной картины мира (Скаткин М.Н., Сластенин В.А. и др.) – природы и общества. Это расширяет рамки школьного образования и является условием развития познавательной сферы, реализации ее творческого начала в преобразующей деятельности. Овладение ими общими способами этой деятельности в процессе изучения основ наук, в условиях изучения учебного курса. «Технология». Это позволяет сформировать личность, овладевшую необходимыми научными, эстетическими, технологическими, экономическими и другими преобразующими знаниями и умениями, позволяющими ей свободно ориентироваться в технологическом пространстве, активно взаимодействовать с окружающей средой.

Технологическая подготовка включает развитие знаний и процессов для разработки систем, позволяющей решать проблемы человека и расширять человеческие возможности. Особую роль в этом процессе как указывалось в нашей работе выше играет дизайнообразование учащихся включающие все компоненты технологической подготовки и технологической культуры личности.

Содержание технологической подготовки направленной на сферу дизайна, представляет собой педагогически адаптированную интеграцию разноуровневых фрагментов знаний из различных, областей наук, упорядоченную в логике усложняющейся предметно-преобразующей деятельности, предполагающей решение многоплановых задач трудового, социального становление и ценностной ориентации выпускников школы.

Под содержанием образования следует понимать систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззрение и нравственные идеи, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения. Главная цель образовательной области «Технология» – это подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Это предполагает формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до её реализации.

В логике задач нашей квалификационной работы является необходимым выявление в содержании характеризуемой области возможностей дизайнобразования учащихся на гуманистических основах. Считаем целесообразным проследить, как складываются тенденции развития содержания по годам обучения в школе.

В процессе анализа установлено изучение «Технологии» в школе условно распределено на 4 этапа: начальная трудовая подготовка в 1 – 4 классах, общетрудовая подготовка в 5 – 7 классах, профильное трудовое обучение в 8 – 9 классах, углубленное трудовое или проффесиональное обучение в 10 – 11 классах. Это предлагает использование линейно-концетрического принципа. Содержание обучения учащихся, основные знания и умения, формирования у школьников на занятиях по технологии отражают в важном педагогическом документе – учебной программе. Изучение новой интегративной образовательной области «Технология» в Краснодарском крае ведется по базисному учебному плану, утвержденному Министерством образования Российской Федерации с использованием региональных компонентов. Проведем сравнительный анализ региональной и федеральной образовательных программ по «Технология» в 1 – 8 классах общеобразовательной школы. Исходные данные для анализа проводятся в таблице №-1.

Таблица 1. Сводная таблица анализа федеральной и региональной программ «Технология»

Разделы и темы

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

 

Ф

Р

Ф

Р

Ф

Р

Ф

Р

Ф

Р

Ф

Р

Ф

Р

Ф

Р

Вводное занятие

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

2

2

2

2

2

2

Личная гигиена и гигиена жилища

6

6

8

8

6

6

6

6

2

4

4

4

4

4

4

4

Кулинария

4

4

4

4

6

6

6

6

11

9

14

10

14

10

6

6

Цветы в доме

6

6

4

4

6

6

6

6

-

6

-

6

-

-

-

-

Семейные праздники

2

2

2

2

2

2

2

2

-

4

-

4

-

-

-

-

Ремонт и переплет книг

4

4

4

4

4

2

2

2

-

-

-

-

-

-

-

-

Работа с природными материалами

6

6

6

6

6

6

8

8

-

-

-

-

-

-

-

-

Рукоделие

8

8

10

10

10

10

8

8

10

10

8

10

6

6

-

-

Сельхоз. Труд

10

10

12

12

16

16

12

12

-

-

-

-

-

-

-

-

Элементы техники. Электроника.

2

2

2

2

2

2

2

2

-

-

-

-

-

-

-

-

Обработка бумаги и картона

8

8

6

6

4

4

6

6

-

-

-

-

-

-

-

-

Обработка ткани (ручные работы)

8

8

6

6

4

4

6

6

2

-

-

-

-

-

-

-

Интерьер жилого дома

-

-

-

-

-

-

-

-

2

4

4

4

2

4

-

-

Уход за ребенком

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

2

-

-

Элементы материаловедения

-

-

-

-

-

-

-

-

2

8

2

6

2

6

4

4

Элементы машиноведения

-

-

-

-

-

-

-

-

6

6

4

6

4

6

2

2

Ремонт одежды и уход за ней

-

-

-

-

-

-

-

-

2

-

4

-

4

-

-

-

Проектирование и изготовление одежды

-

-

-

-

-

-

-

-

24

14

26

16

28

22

22

22

Культура поведения

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

6

4

4

Основы домашней экономики

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

12

12

Профессиональная карьера

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

12

12

ИТОГО:

66

66

66

66

66

66

66

66

68

68

68

68

68

68

68

68

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся
К этим методам относятся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала. Первые четыре из этих методов называют также вербальными (от лат, verbalis – устный, словесный). Какова же сущность и приемы применения каждого из методов устно ...

Динамика развития речи у детей в раннем возрасте
До того как дети смогут говорить различные слова, они произносят звуки, которые постепенно делаются разнообразнее и становятся различимыми. Когда младенец осваивает повторяющиеся и довольно музыкальные фрагменты звуков, это называют лепетом. Каждый ребёнок перед произношением различных слов проходи ...

Возрастные особенности студентов
Возрастной период от 18 до 23-25 лет (возраст большинства студентов) условно называют поздней юностью или началом взрослости. В отличие от подростка, который еще принадлежит к миру детства (что бы он сам об этом ни думал), и юноши, занимающего промежуточное положение между ребенком и взрослым, 18-2 ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru