гуманистический дизайнообразование гуманизация старшеклассник
Современный этап развития общества, связанный с внедрением новых технологий направлен на более полную реализацию потенциальных способностей личности и имеет неоценимое значение подготовки подрастающих поколений к обозримому будущему.
В процессе теоретического анализа проблемы реализации дизайнообразования выявлено, что содержание школьного образования должно обеспечить у учащихся видение современной картины мира (Скаткин М.Н., Сластенин В.А. и др.) – природы и общества. Это расширяет рамки школьного образования и является условием развития познавательной сферы, реализации ее творческого начала в преобразующей деятельности. Овладение ими общими способами этой деятельности в процессе изучения основ наук, в условиях изучения учебного курса. «Технология». Это позволяет сформировать личность, овладевшую необходимыми научными, эстетическими, технологическими, экономическими и другими преобразующими знаниями и умениями, позволяющими ей свободно ориентироваться в технологическом пространстве, активно взаимодействовать с окружающей средой.
Технологическая подготовка включает развитие знаний и процессов для разработки систем, позволяющей решать проблемы человека и расширять человеческие возможности. Особую роль в этом процессе как указывалось в нашей работе выше играет дизайнообразование учащихся включающие все компоненты технологической подготовки и технологической культуры личности.
Содержание технологической подготовки направленной на сферу дизайна, представляет собой педагогически адаптированную интеграцию разноуровневых фрагментов знаний из различных, областей наук, упорядоченную в логике усложняющейся предметно-преобразующей деятельности, предполагающей решение многоплановых задач трудового, социального становление и ценностной ориентации выпускников школы.
Под содержанием образования следует понимать систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззрение и нравственные идеи, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения. Главная цель образовательной области «Технология» – это подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Это предполагает формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до её реализации.
В логике задач нашей квалификационной работы является необходимым выявление в содержании характеризуемой области возможностей дизайнобразования учащихся на гуманистических основах. Считаем целесообразным проследить, как складываются тенденции развития содержания по годам обучения в школе.
В процессе анализа установлено изучение «Технологии» в школе условно распределено на 4 этапа: начальная трудовая подготовка в 1 – 4 классах, общетрудовая подготовка в 5 – 7 классах, профильное трудовое обучение в 8 – 9 классах, углубленное трудовое или проффесиональное обучение в 10 – 11 классах. Это предлагает использование линейно-концетрического принципа. Содержание обучения учащихся, основные знания и умения, формирования у школьников на занятиях по технологии отражают в важном педагогическом документе – учебной программе. Изучение новой интегративной образовательной области «Технология» в Краснодарском крае ведется по базисному учебному плану, утвержденному Министерством образования Российской Федерации с использованием региональных компонентов. Проведем сравнительный анализ региональной и федеральной образовательных программ по «Технология» в 1 – 8 классах общеобразовательной школы. Исходные данные для анализа проводятся в таблице №-1.
Таблица 1. Сводная таблица анализа федеральной и региональной программ «Технология»
|  
 Разделы и темы  |   
 1 кл.  |   
 2 кл.  |   
 3 кл.  |   
 4 кл.  |   
 5 кл.  |   
 6 кл.  |   
 7 кл.  |   
 8 кл.  |  |||||||||
|  
 Ф  |   
 Р  |   
 Ф  |   
 Р  |   
 Ф  |   
 Р  |   
 Ф  |   
 Р  |   
 Ф  |   
 Р  |   
 Ф  |   
 Р  |   
 Ф  |   
 Р  |   
 Ф  |   
 Р  |  ||
|  
 Вводное занятие  |   
 2  |   
 2  |   
 2  |   
 2  |   
 2  |   
 2  |   
 2  |   
 2  |   
 1  |   
 1  |   
 2  |   
 2  |   
 2  |   
 2  |   
 2  |   
 2  |  |
|  
 Личная гигиена и гигиена жилища  |   
 6  |   
 6  |   
 8  |   
 8  |   
 6  |   
 6  |   
 6  |   
 6  |   
 2  |   
 4  |   
 4  |   
 4  |   
 4  |   
 4  |   
 4  |   
 4  |  |
|  
 Кулинария  |   
 4  |   
 4  |   
 4  |   
 4  |   
 6  |   
 6  |   
 6  |   
 6  |   
 11  |   
 9  |   
 14  |   
 10  |   
 14  |   
 10  |   
 6  |   
 6  |  |
|  
 Цветы в доме  |   
 6  |   
 6  |   
 4  |   
 4  |   
 6  |   
 6  |   
 6  |   
 6  |   
 -  |   
 6  |   
 -  |   
 6  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |  |
|  
 Семейные праздники  |   
 2  |   
 2  |   
 2  |   
 2  |   
 2  |   
 2  |   
 2  |   
 2  |   
 -  |   
 4  |   
 -  |   
 4  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |  |
|  
 Ремонт и переплет книг  |   
 4  |   
 4  |   
 4  |   
 4  |   
 4  |   
 2  |   
 2  |   
 2  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |  |
|  
 Работа с природными материалами  |   
 6  |   
 6  |   
 6  |   
 6  |   
 6  |   
 6  |   
 8  |   
 8  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |  |
|  
 Рукоделие  |   
 8  |   
 8  |   
 10  |   
 10  |   
 10  |   
 10  |   
 8  |   
 8  |   
 10  |   
 10  |   
 8  |   
 10  |   
 6  |   
 6  |   
 -  |   
 -  |  |
|  
 Сельхоз. Труд  |   
 10  |   
 10  |   
 12  |   
 12  |   
 16  |   
 16  |   
 12  |   
 12  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |  |
|  
 Элементы техники. Электроника.  |   
 2  |   
 2  |   
 2  |   
 2  |   
 2  |   
 2  |   
 2  |   
 2  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |  |
|  
 Обработка бумаги и картона  |   
 8  |   
 8  |   
 6  |   
 6  |   
 4  |   
 4  |   
 6  |   
 6  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |  |
|  
 Обработка ткани (ручные работы)  |   
 8  |   
 8  |   
 6  |   
 6  |   
 4  |   
 4  |   
 6  |   
 6  |   
 2  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |  |
|  
 Интерьер жилого дома  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 2  |   
 4  |   
 4  |   
 4  |   
 2  |   
 4  |   
 -  |   
 -  |  |
|  
 Уход за ребенком  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 2  |   
 2  |   
 -  |   
 -  |  |
|  
 Элементы материаловедения  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 2  |   
 8  |   
 2  |   
 6  |   
 2  |   
 6  |   
 4  |   
 4  |  |
|  
 Элементы машиноведения  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 6  |   
 6  |   
 4  |   
 6  |   
 4  |   
 6  |   
 2  |   
 2  |  |
|  
 Ремонт одежды и уход за ней  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 2  |   
 -  |   
 4  |   
 -  |   
 4  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |  |
|  
 Проектирование и изготовление одежды  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 24  |   
 14  |   
 26  |   
 16  |   
 28  |   
 22  |   
 22  |   
 22  |  |
|  
 Культура поведения  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 6  |   
 4  |   
 4  |  |
|  
 Основы домашней экономики  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 12  |   
 12  |  |
|  
 Профессиональная карьера  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 12  |   
 12  |  |
|  
 ИТОГО:  |   
 66  |   
 66  |   
 66  |   
 66  |   
 66  |   
 66  |   
 66  |   
 66  |   
 68  |   
 68  |   
 68  |   
 68  |   
 68  |   
 68  |   
 68  |   
 68  |  |
Другая информация:
Особенности системы образования Пензенской области
	 Сегодня система образования Пензенской области характеризуется активными инновационными изменениями, связанными с внедрением новых подходов к финансированию образовательных услуг, с привлечением к их предоставлению негосударственного сектора, с реструктуризацией бюджетной сети образовательных учреж ...
	
Культура речи в профессиональной деятельности
	 Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности. Культура профессиональной деятельности во многом определяет ее эффективность, а также репутацию организации в целом и от ...
	
Критерии развитости музыкального мышления младших школьников и её
диагностика на этапе констатирующего эксперимента
	 На основе проведенного выше анализа научно-теоретических работ по проблеме развития творческого мышления младших школьников, нами было организовано проведение экспериментального исследования. В эксперименте участвовали две группы детей этой возрастной категории, каждая численностью по 10 и 12 челов ...