Материалы » Разработка, дидактическое обеспечение и экспериментальная проверка процесса реализации дизайнобразования как средства гуманизации обучения старшеклассников » Возможности дизайонобразования на гуманистических основах в содержании учебных программ образовательной области «Технология»

Возможности дизайонобразования на гуманистических основах в содержании учебных программ образовательной области «Технология»

Страница 1

гуманистический дизайнообразование гуманизация старшеклассник

Современный этап развития общества, связанный с внедрением новых технологий направлен на более полную реализацию потенциальных способностей личности и имеет неоценимое значение подготовки подрастающих поколений к обозримому будущему.

В процессе теоретического анализа проблемы реализации дизайнообразования выявлено, что содержание школьного образования должно обеспечить у учащихся видение современной картины мира (Скаткин М.Н., Сластенин В.А. и др.) – природы и общества. Это расширяет рамки школьного образования и является условием развития познавательной сферы, реализации ее творческого начала в преобразующей деятельности. Овладение ими общими способами этой деятельности в процессе изучения основ наук, в условиях изучения учебного курса. «Технология». Это позволяет сформировать личность, овладевшую необходимыми научными, эстетическими, технологическими, экономическими и другими преобразующими знаниями и умениями, позволяющими ей свободно ориентироваться в технологическом пространстве, активно взаимодействовать с окружающей средой.

Технологическая подготовка включает развитие знаний и процессов для разработки систем, позволяющей решать проблемы человека и расширять человеческие возможности. Особую роль в этом процессе как указывалось в нашей работе выше играет дизайнообразование учащихся включающие все компоненты технологической подготовки и технологической культуры личности.

Содержание технологической подготовки направленной на сферу дизайна, представляет собой педагогически адаптированную интеграцию разноуровневых фрагментов знаний из различных, областей наук, упорядоченную в логике усложняющейся предметно-преобразующей деятельности, предполагающей решение многоплановых задач трудового, социального становление и ценностной ориентации выпускников школы.

Под содержанием образования следует понимать систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззрение и нравственные идеи, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения. Главная цель образовательной области «Технология» – это подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Это предполагает формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до её реализации.

В логике задач нашей квалификационной работы является необходимым выявление в содержании характеризуемой области возможностей дизайнобразования учащихся на гуманистических основах. Считаем целесообразным проследить, как складываются тенденции развития содержания по годам обучения в школе.

В процессе анализа установлено изучение «Технологии» в школе условно распределено на 4 этапа: начальная трудовая подготовка в 1 – 4 классах, общетрудовая подготовка в 5 – 7 классах, профильное трудовое обучение в 8 – 9 классах, углубленное трудовое или проффесиональное обучение в 10 – 11 классах. Это предлагает использование линейно-концетрического принципа. Содержание обучения учащихся, основные знания и умения, формирования у школьников на занятиях по технологии отражают в важном педагогическом документе – учебной программе. Изучение новой интегративной образовательной области «Технология» в Краснодарском крае ведется по базисному учебному плану, утвержденному Министерством образования Российской Федерации с использованием региональных компонентов. Проведем сравнительный анализ региональной и федеральной образовательных программ по «Технология» в 1 – 8 классах общеобразовательной школы. Исходные данные для анализа проводятся в таблице №-1.

Таблица 1. Сводная таблица анализа федеральной и региональной программ «Технология»

Разделы и темы

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

 

Ф

Р

Ф

Р

Ф

Р

Ф

Р

Ф

Р

Ф

Р

Ф

Р

Ф

Р

Вводное занятие

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

2

2

2

2

2

2

Личная гигиена и гигиена жилища

6

6

8

8

6

6

6

6

2

4

4

4

4

4

4

4

Кулинария

4

4

4

4

6

6

6

6

11

9

14

10

14

10

6

6

Цветы в доме

6

6

4

4

6

6

6

6

-

6

-

6

-

-

-

-

Семейные праздники

2

2

2

2

2

2

2

2

-

4

-

4

-

-

-

-

Ремонт и переплет книг

4

4

4

4

4

2

2

2

-

-

-

-

-

-

-

-

Работа с природными материалами

6

6

6

6

6

6

8

8

-

-

-

-

-

-

-

-

Рукоделие

8

8

10

10

10

10

8

8

10

10

8

10

6

6

-

-

Сельхоз. Труд

10

10

12

12

16

16

12

12

-

-

-

-

-

-

-

-

Элементы техники. Электроника.

2

2

2

2

2

2

2

2

-

-

-

-

-

-

-

-

Обработка бумаги и картона

8

8

6

6

4

4

6

6

-

-

-

-

-

-

-

-

Обработка ткани (ручные работы)

8

8

6

6

4

4

6

6

2

-

-

-

-

-

-

-

Интерьер жилого дома

-

-

-

-

-

-

-

-

2

4

4

4

2

4

-

-

Уход за ребенком

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

2

-

-

Элементы материаловедения

-

-

-

-

-

-

-

-

2

8

2

6

2

6

4

4

Элементы машиноведения

-

-

-

-

-

-

-

-

6

6

4

6

4

6

2

2

Ремонт одежды и уход за ней

-

-

-

-

-

-

-

-

2

-

4

-

4

-

-

-

Проектирование и изготовление одежды

-

-

-

-

-

-

-

-

24

14

26

16

28

22

22

22

Культура поведения

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

6

4

4

Основы домашней экономики

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

12

12

Профессиональная карьера

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

12

12

ИТОГО:

66

66

66

66

66

66

66

66

68

68

68

68

68

68

68

68

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Формирующий эксперимент. Апробация системы уроков по теме «Семейный бюджет»
Формирующий эксперимент проходил в экспериментальном (11К) профильном классе в гимназии № 1 г.Североморска и включал в себя следующие мероприятия: - проведение уроков экономики по теме «Семейный бюджет» с использованием активных методов обучения: деловые игры, дискуссии; показ мультимедийных презен ...

Практическое применение методов активизации самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка
Использование современных методов обучения является основой при организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Одним из таких методов можно считать проблемный метод обучения. Он получил своё распространение в 20-30-х гг. 20в. в советской и зарубежной школе. Он основывается на теоретических п ...

Система оказания специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в России
Законом РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» предусмотрено получение образования детьми, имеющими специальные образовательные потребности в форме обычного обучения в общеобразовательных учреждениях, интегрированного обучения, обучения на дому и об ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru