гуманистический дизайнообразование гуманизация старшеклассник
Современный этап развития общества, связанный с внедрением новых технологий направлен на более полную реализацию потенциальных способностей личности и имеет неоценимое значение подготовки подрастающих поколений к обозримому будущему.
В процессе теоретического анализа проблемы реализации дизайнообразования выявлено, что содержание школьного образования должно обеспечить у учащихся видение современной картины мира (Скаткин М.Н., Сластенин В.А. и др.) – природы и общества. Это расширяет рамки школьного образования и является условием развития познавательной сферы, реализации ее творческого начала в преобразующей деятельности. Овладение ими общими способами этой деятельности в процессе изучения основ наук, в условиях изучения учебного курса. «Технология». Это позволяет сформировать личность, овладевшую необходимыми научными, эстетическими, технологическими, экономическими и другими преобразующими знаниями и умениями, позволяющими ей свободно ориентироваться в технологическом пространстве, активно взаимодействовать с окружающей средой.
Технологическая подготовка включает развитие знаний и процессов для разработки систем, позволяющей решать проблемы человека и расширять человеческие возможности. Особую роль в этом процессе как указывалось в нашей работе выше играет дизайнообразование учащихся включающие все компоненты технологической подготовки и технологической культуры личности.
Содержание технологической подготовки направленной на сферу дизайна, представляет собой педагогически адаптированную интеграцию разноуровневых фрагментов знаний из различных, областей наук, упорядоченную в логике усложняющейся предметно-преобразующей деятельности, предполагающей решение многоплановых задач трудового, социального становление и ценностной ориентации выпускников школы.
Под содержанием образования следует понимать систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззрение и нравственные идеи, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения. Главная цель образовательной области «Технология» – это подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Это предполагает формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до её реализации.
В логике задач нашей квалификационной работы является необходимым выявление в содержании характеризуемой области возможностей дизайнобразования учащихся на гуманистических основах. Считаем целесообразным проследить, как складываются тенденции развития содержания по годам обучения в школе.
В процессе анализа установлено изучение «Технологии» в школе условно распределено на 4 этапа: начальная трудовая подготовка в 1 – 4 классах, общетрудовая подготовка в 5 – 7 классах, профильное трудовое обучение в 8 – 9 классах, углубленное трудовое или проффесиональное обучение в 10 – 11 классах. Это предлагает использование линейно-концетрического принципа. Содержание обучения учащихся, основные знания и умения, формирования у школьников на занятиях по технологии отражают в важном педагогическом документе – учебной программе. Изучение новой интегративной образовательной области «Технология» в Краснодарском крае ведется по базисному учебному плану, утвержденному Министерством образования Российской Федерации с использованием региональных компонентов. Проведем сравнительный анализ региональной и федеральной образовательных программ по «Технология» в 1 – 8 классах общеобразовательной школы. Исходные данные для анализа проводятся в таблице №-1.
Таблица 1. Сводная таблица анализа федеральной и региональной программ «Технология»
|
Разделы и темы |
1 кл. |
2 кл. |
3 кл. |
4 кл. |
5 кл. |
6 кл. |
7 кл. |
8 кл. | |||||||||
|
Ф |
Р |
Ф |
Р |
Ф |
Р |
Ф |
Р |
Ф |
Р |
Ф |
Р |
Ф |
Р |
Ф |
Р | ||
|
Вводное занятие |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 | |
|
Личная гигиена и гигиена жилища |
6 |
6 |
8 |
8 |
6 |
6 |
6 |
6 |
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 | |
|
Кулинария |
4 |
4 |
4 |
4 |
6 |
6 |
6 |
6 |
11 |
9 |
14 |
10 |
14 |
10 |
6 |
6 | |
|
Цветы в доме |
6 |
6 |
4 |
4 |
6 |
6 |
6 |
6 |
- |
6 |
- |
6 |
- |
- |
- |
- | |
|
Семейные праздники |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
- |
4 |
- |
4 |
- |
- |
- |
- | |
|
Ремонт и переплет книг |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
|
Работа с природными материалами |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
8 |
8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
|
Рукоделие |
8 |
8 |
10 |
10 |
10 |
10 |
8 |
8 |
10 |
10 |
8 |
10 |
6 |
6 |
- |
- | |
|
Сельхоз. Труд |
10 |
10 |
12 |
12 |
16 |
16 |
12 |
12 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
|
Элементы техники. Электроника. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
|
Обработка бумаги и картона |
8 |
8 |
6 |
6 |
4 |
4 |
6 |
6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
|
Обработка ткани (ручные работы) |
8 |
8 |
6 |
6 |
4 |
4 |
6 |
6 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
|
Интерьер жилого дома |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
4 |
4 |
4 |
2 |
4 |
- |
- | |
|
Уход за ребенком |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
2 |
- |
- | |
|
Элементы материаловедения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
8 |
2 |
6 |
2 |
6 |
4 |
4 | |
|
Элементы машиноведения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
6 |
4 |
6 |
4 |
6 |
2 |
2 | |
|
Ремонт одежды и уход за ней |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
4 |
- |
4 |
- |
- |
- | |
|
Проектирование и изготовление одежды |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
24 |
14 |
26 |
16 |
28 |
22 |
22 |
22 | |
|
Культура поведения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
4 |
4 | |
|
Основы домашней экономики |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
12 |
12 | |
|
Профессиональная карьера |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
12 |
12 | |
|
ИТОГО: |
66 |
66 |
66 |
66 |
66 |
66 |
66 |
66 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 | |
Другая информация:
Разработка программы по развитию музыкальных способностей школьников в
детском музыкальном театре
Программа кружка «Музыкальный театр» Пояснительная записка В настоящее время многие школьники не задумываются о том, как они проводят свое свободное время, время свободное от учебных занятий. Чаще всего это просмотр телевизора, игры на компьютере или бессмысленное брождение по улицам. Зачастую, род ...
Семья как фактор формирования личности
Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детстве и юношеские годы. Выделяются три фактора, влияющие на развитие человека: наследственность, среда и воспитание. Развитие – это ...
Основание ордена иезуитов, его задача и педагогическая деятельность
Реформация вызвала со стороны католичества самозащиту, в виде целого ряда новых орденов, и в том числе ловкого, интеллигентного и преданного церкви иезуитского ордена. Как известно, орден основан был испанцем Игнатием Лойолой в 1543 году. Задачей его было восстановить силу и величие церкви, подорва ...