Материалы » Формирование грамматического строя речи дошкольников с ОНР III уровня » Основные направления и методические подходы к коррекции грамматического строя речи

Основные направления и методические подходы к коррекции грамматического строя речи

Страница 1

Основы коррекционного обучения разработаны в исследованиях ряда авторов (Р.Е. Левина, Б.М. Гриншпун, Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина, Г.В. Чиркина, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, А.В. Ястребова и др.) формирование речи основывается на следующих положениях:

распознавание ранних признаков ОНР и его влияние на общее психическое развитие;

своевременное предупреждение потенциально возможных отклонений на основе анализа структуры речевой недостаточности, соотношение дефектных и сохранных звеньев речевой деятельности;

учет социально обусловленных последствий дефицита речевого общения;

учет закономерностей развития детской речи в норме;

взаимосвязанное формирование фонетико - фонематических и лексико - грамматических компонентов языка;

дифференцированный подход в логопедической работе с детьми, имеющими ОНР различного происхождения;

единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности;

воспитательное воздействие на сенсорную, интеллектуальную и афферентно - волевую сферу.

Дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Коррекция речи для них длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. Эта задача реализуется различно в зависимости от возраста де тей, условий их обучения и воспитания, уровня развития речи.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. в книге «Подготовка детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» предлагает методику коррекционно-педагогической работы. Коррекционная работа рассчитана на два года, обеспечивает овладение детьми самостоятельной связной, грамматически правильной речью, фонетической лексикой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность к обучению детей в общеобразовательной школе.

Система логопедического воздействия, предлагаемая авторами Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Е. Филичевой в пособии «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», опирается на поэтапность усвоения детьми родного языка при правильном формировании речевой функции. Весь практический материал дается с постепенным усложнением. Авторы считают необходимым параллельно с логопедической работой проводить с детьми занятия по развитию их внимания, памяти, навыков конструирования, первоначальных представлений о числе т.п.

Ткаченко Т.А. в пособии «В первый класс без дефектов речи» предлагает подробное освещение методических основ коррекционно-воспитательной работы, в основе которой лежит лексико-грамматический подход к коррекции и развития устной речи дошкольника.

Пособие Ткаченко Т.А. «Формирование лексико-грамматических представлений» предназначено для совместной работы логопеда, воспитателей и родителей, в котором изложена авторская система коррекции ОНР у детей пятилетнего возраста.

В книге Лалаевой Р. И., Серебряковой Н. В. «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи» представлена поэтапная логопедическая работа по формированию лексики и грамматики у дошкольников с ОНР. Здесь представлены методы и игровые задания по формированию словообразования и словоизменения. Выделены три этапа по словоизменению и словообразованию.

В пособии Александровой Т. Б. «Практические задания по формированию грамматического строя речи дошкольников» представлена система заданий для детей с ОНР, на различные лексические темы, целью которых является упрочнение знаний детей в словоизменении и словообразовании. Целью предложенного дидактического материала является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Особенности работы с фильмом
Использование учебного кино можно рассматривать как высшую форму ситуативной наглядности. Использование видеоматериалов в процессе обучения иностранным языкам способно существенным образом повысить эффективность обучающей деятельности учителя, так как видео-материалы представляют собой образцы ауте ...

Ведущие представители научно-педагогических центров
Никита Яковлевич Бичурин Никита Яковлевич Бичурин (1777-1853), чаще известный современникам под монашеским именем Иакинф, - один из классиков отечественной ориенталистики, заложивший основы российской синологии XIX века. Дальнейшая судьба этой отрасли востоковедения неразрывно связана с его именем, ...

Понятие форм воспитательной работы
В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. В словаре С.И. Ожегова дается девять значений слова «форма». Е.В. Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru