Материалы » Процесс обучения навыка диалогической речи через использование ролевой игры » Технология проведения ролевых игр и основные требования к проведению ролевых игр

Технология проведения ролевых игр и основные требования к проведению ролевых игр

Страница 1

Интерес учителей иностранного языка к ролевой игре не случаен, поскольку игра занимает важное место в жизнедеятельности человека, особенно ребенка, осваивающего окружающий мир. Именно в игре у ребенка развивается воображение, произвольное внимание и память, формируется интерес к иностранному языку.

Во временном плане ролевая игра представляет собой целостный цикл управляемого взаимодействия между учителем и учащимися, который, как мы уже отмечали, состоит из подготовки ролевой игры, ее проведения и подведения итогов проведенной игры.

В ролевой игре выделяют 3 этапа:

I. Подготовительный этап, охватывающий:

- сообщение темы предстоящей игры, ее сюжета, постановку коммуникативной задачи, описание и распределение ролевого состава;

- работу над языковым материалом, необходимым для проведения игры;

II. Проведение игры;

III. Подведение итогов игры .

Некоторые авторы предлагают более детальный план:

· подготовительный этап в классе;

· подготовительный этап дома;

· собственно игра;

· заключительный этап.

Подготовительный этап в классе предусматривает вступительную беседу преподавателя, который знакомит детей с ролевой ситуацией и с лексикой ролевой игры.

После проведения ролевой игры необходимым элементом является заключительный этап – выполнения определенных заданий (например, написать статью в газету, письмо другу по проблеме и т.д.).

В зависимости от цели занятия и уровня подготовленности учащихся, ролевые игры могут проводиться в парах, в подгруппе и в целой группе.

Ролевая игра в парах – самый простой вид роевых игр. Здесь можно использовать анкеты, которые учащиеся заполняют, задавая друг другу вопросы.

Ролевые игры в подгруппах могут проводиться по-разному: либо все подгруппы играют одновременно, а преподаватель контролирует их работу, переходя от одной подгруппы к другой; либо подгруппы играют по очереди: одна играет, а остальные слушают и оценивают с тем, чтобы принять участие в дальнейшем обсуждении.

Заслуживают внимания и так называемые «ролевые карты». Каждый участник получает карточку, одна ее сторона одинакова для всех (содержит информацию о ролевой ситуации).

Обратная сторона карточек содержит информацию о данном действующем лице, указывает возможную линию его поведения.

Ситуация ролевого общения является стимулом к развитию спонтанной речи, если она является динамичной, связанной с решением определенных проблем и коммуникативных задач.

Поэтому необходимо наличие единого сюжета, соответствующего выбранной коммуникативной ситуации и ролевых отношений между участниками общения. Обучающиеся играют самих себя или какого-либо персонажа в специфической ситуации.

Коммуникативные технологии – способствуют закреплению полученных знаний, речевых навыков, психологической комфортности в языковом пространстве .

Вводить ролевые игры в учебный процесс необходимо постепенно, начиная с наиболее простых игр.

Так на уроке можно попросить своих учеников «позвонить» папе или маме друга и узнать, умеет ли друг плавать (читать, считать). И учащиеся увлеченно «звонят» по игрушечным телефонам.

Можно воспользоваться и таким игровым приемом, как введение какой-либо роли в сюжетную канву урока. Например, роли Незнайки, который постоянно сомневается в правильности ответов товарищей и задает уточняющие вопросы. Или роли Знайки, который определяет правильность ответа товарища и хвалит его за это.

При наделении ролью того или иного ученика можно идти двумя путями:

- следование за индивидуальностью ученика, т.е. надо давать ученику роль, соответствующую его возможностям;

- наделение ученика ролью вопреки его индивидуальным способностям, ему будет значительно сложно справляться с этой ролью, но и эффект от его ролевого поведения будет значительно выше, чем в первом случае.

Таким образом, мы можем сказать, что ролевая игра:

1. это обучение в действии, повышающее качество обучения;

2. это в высшей степени мотивирующий фактор, так как она вызывает интерес учащихся;

3. дает учащимся опору: подсказывает, какими речевыми моделями можно выразить ту или иную мысль в данной ситуации;

4. сопровождается эмоциональным подъемом, что положительно влияет на качества обучения, повышает его эффективность.

Небольшие ролевые игры могут проводиться практически на каждом занятии по иностранному языку.

Непосредственная подготовка к ролевой игре начинается на первом же занятии по новой разговорной теме. Учителю целесообразно максимально подробно раскрыть содержание новой учебной темы.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Тряпичная кукла
Традиционной игрушкой в быту русской деревни с давних времен была тряпичная кукла. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Матерчатая кукла – пр ...

Содержательно – информационные межпредметные связи
Фактические связи. Межпредметные связи на уровне фактов – это установление родства изучаемых в разных учебных предметах фактов, подтверждающих и раскрывающих общие идеи и теории. В.И. Ленин подчеркивал: «Факты, если взять их в их целом, в их связи, не только «упрямая», но и безусловно доказательная ...

Характеристика среднего школьного возраста
Средний школьный возраст (от 10-11 до 15 лет) – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (V – IX кл.) и характеризуется общим подъёмом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Душевный мир подростка характеризуется психологией полуребёнка – п ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru