Материалы » Понятие функции в школьной программе по математике » Введение понятия функции в программе А.Г. Мордковича "Алгебра 7"

Введение понятия функции в программе А.Г. Мордковича "Алгебра 7"

Страница 4

На этом этапе происходит понимание того, что средством показать все решения любого линейного уравнения служит его график, который можно построить всего по двум точкам. Об обратной связи, т.е. о том, что любую прямую на координатной плоскости можно описать линейным уравнением, в учебнике ничего не упоминается (отсутствует переход ГЛУ→ЛУ). Таким образом, отношение между линейным уравнением и прямой на координатной плоскости дается не полностью (на схеме переход ЛУ→ГЛУ).

Линейная функция определена в учебнике как "частный вид линейного уравнения у=kx+m, где k, m – числа, причем k≠0.

Заметим, что в определении линейной функции уже обозначено отношение, в котором состоят линейная функция и линейное уравнение: по форме записи линейная функция - частный случай линейного уравнения. Мы отмечали, что это так только с точки зрения формы записи, но А.Г. Мордкович глобализует это определение, поскольку не вводит понятие зависимости и не предполагает за термином "функция" никаких других смыслов. В учебнике производится преобразование линейного уравнения к виду у=kx+m, но не дается обратного преобразования, которое бы подтверждало, что "линейная функция – специальный вид линейного уравнения", таким образом эта связь односторонняя "ЛУ→ЛФ".

График линейной функции определяется А.Г. Мордковичем следующим образом: "Графиком уравнения у=kx+m, как и всякого линейного уравнения с двумя переменными, является прямая – ее называют график линейного уравнения". Алгебраически любая прямая, за исключением прямой, параллельной оси ОУ, описывается с помощью линейной функции. Но из-за того, что А.Г. Мордкович требует наличия в уравнении как переменной у так и переменной х, он отказывает быть графиком функции также и прямой, параллельной оси ОХ. Это приводит к дефектности формируемого понятия функции, а именно, учащиеся считают, что выражение вида у=с функцией не является.

Когда автор определяет график линейной функции, он упоминает, что график линейного уравнения и график линейной функции тождественные объекты, поэтому никаких вопросов здесь не возникает. На схеме данная ситуация изображена сходящимися стрелочками.

Итак, схема, изображенная на рис.1.1, конкретизируется для программы А.Г. Мордковича так как показано на рис.1.2. Представление о функции, как о зависимости, вообще исключено из рассмотрения.

Попытаемся понять, каким образом выстроенная так редукция влияет на качество понятий.

Как мы уже отмечали, в логике программы А.Г. Мордковича прямая у=с, где с – некоторое число, не представляет собой линейную функциональную зависимость (линейную функцию) . Это объясняется тем, что на коэффициент в определении линейной функции у=kx+m наложено условие k≠0, что ограничило область действия линейного оператора. На самом же деле, у=с является линейной функцией. Отметим, что с помощью формулы линейной функции можно описать все прямые, кроме вертикальной х=а, поскольку одному значению х соответствует бесконечно много значений у.

Графиком линейного уравнения в данном подходе могут быть только прямые, непараллельные осям, поскольку коэффициенты линейного уравнения не должны быть равными нулю.

Таким образом, при внимательном прочтении текста учебника можно классифицировать множество прямых на плоскости по способу их описания. Существуют прямые, которые описываются:

а) с помощью линейных функций и линейных уравнений с двумя неизвестными – все наклонные прямые;

б) только при помощи линейных уравнений с одним неизвестным – все прямые параллельные осям координат.

Вопрос о том, как связаны линейное уравнение с одним неизвестным и линейная функция, в учебнике не обсуждается.

Подведем итог. Мы обнаружили следующие дефициты.

Определение линейного уравнения и линейной функции даются через фиксирование формы записи этих объектов, а не с точностью до тождественных преобразований.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другая информация:

Православные детские и молодежные организации
Современные детские организации различны по форме, структуре, степени скоординированности, целям, содержанию и направлениям деятельности. Что касается религиозных детских объединений – это организации, деятельность которых направлена на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Прооб ...

Становление и специфика формирования диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
В данной главе мы рассматриваем развитие диалога при общем недоразвитии речи. В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компоненто ...

Содержание, формы и методы совместной работы классного руководителя с родителями
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения [7, с.145]. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Критерием классификации является количество родителей, включенных во взаимодейств ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru