Материалы » Инновационные технологии в обучении географии » Технология учебно-игровой деятельности

Технология учебно-игровой деятельности

Страница 1

Несмотря на то, что игры в практике обучения используются давно, в психологии, дидактике и методике не существует единого подхода к понятию «игра». Игра рассматривается с разных позиций: 1) как прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности; 2) как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности; 3) как форма активного обучения (нестандартный урок); 4) как форма организации учебной деятельности (один из видов коллективной работы); 5) как новая технология обучения.

Существует множество видов классификации игр, зависящих от факторов, положенных в их основу. По месту проведения игры могут быть урочными и внеурочными; по дидактической цели — игры, в ходе которых происходят изучение нового материала, проверка знаний и умений, закрепление и обобщение, по форме организации учебной деятельности — индивидуальные и коллективные. Представленная на рисунке классификация игр базируется на двух признаках: характере действий и содержании.

Деление академических игр на имитационные и неимитационные связано с технологией их создания и проведения. Если при проведении игры моделируется какой-либо изучаемый процесс или имитируется какая-то реальность, то такая игра относится к имитационной.

Рассмотрим методические особенности проведения некоторых видов игр.

Имитационные (ролевые) игры требуют специальной подготовки учащихся к исполнению ролей. Наиболее известны следующие виды ролевых игр: 1) представление в лицах (инсценировка) какой-либо истории, описанной в литературе, в печати (например, известная в области охраны природы история создания Кедрограда); 2) выход за пределы реально происходящей истории (например, определение последствий вырубки лесозащитных полос для животного мира Украины); 3) «действия за другого»: попытка понять мотивы действий другого человека (например, директора завода) через принятие) его установок (привычных способов действий и мышления) и обстоятельств деятельности; 4) перенос исторических событий в современную ситуацию (например, моделирование заседания компетентной комиссии, которая в современных условиях решает вопрос о строительстве целлюлозно-бумажного комбината); 5) разыгрывание действия по определенному сценарию, который может быть связан с решением конкретного вопроса, скажем, об использовании территории как места массового туризма или создании национального парка; 6) общая тема в частном (персональном) преломлении (например, общая задача ознакомления с природными процессами может быть поставлена так: «Как родители могут помочь своему сыну-школьнику лучше узнать жизнь природы?»); 7) непосредственное изучение социальных ситуаций (посетители рвут цветы рядом с табличкой, запрещающей это, охотник в азарте нарушил правила охоты и т. д.) с целью понять, какова логика действий попавших в них людей; 8) тренировка в исполнении роли (например, отработка действий охотинспекторов при задержании браконьера).

Ролевые игры рассчитаны не столько на улучшение предметных знаний, сколько на приобретение обучаемым способности к самовыражению, понимание им самого себя и позиций других людей. Обучение происходит через возможность сыграть роль из реальной жизни.

Для создания атмосферы свободного разыгрывания ролей необходимо помнить о некоторых важных моментах. Во-первых, исключение порицания и критики. При разыгрывании ролей существуют различные более или менее продуктивные пути, но не может быть «правильных» и «неправильных», «лучших» и «плохих» путей. Учитель должен сказать: «Давайте ясно поймем одно: мы не должны смеяться ни над кем в этой аудитории». Во-вторых, важно полноценное участие учителя в игре. При этом он должен играть двойную роль: с одной стороны, как непосредственный исполнитель роли, с другой — как объективный наблюдатель за тем, что происходит, вносящий коррективы в развитие процесса взаимодействия между учениками.

Имитационная игра — частный, более структурированный вариант ролевой игры. Она считается весьма эффективной и перспективной формой группового обучения навыкам действий в сложных, поэтапно развертывающихся ситуациях и поэтому заслуживает специального внимания. В имитационной игре действия участников соответствуют сценарию, моделирующему какие-либо аспекты социальной действительности, Игровая ситуация характеризуется тем, что отдельные игроки не могут достичь своих целей, действуя в одиночку. В большинстве случаев требуется объединение усилий и ресурсов участников игры для достижения значимых целей. В ходе игры ее участники принимают на себя роли, соответствующие реальной действительности в имитируемой ситуации. Важное достоинство имитационных игр состоит в том, что они позволяют не просто усваивать содержание учебного предмета и знакомиться со структурой и деятельностью моделируемых социальных систем и институтов, но и дают обучаемым опыт коллективного принятия решений. Имитационная игра — сильный стимулятор активной учебной деятельности школьников, так как достижение целей группы зависит от активности каждого ее участника, от умения ребят планировать и осуществлять взаимодействие друг с другом и с преподавателем.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Способы организации детей на сюжетных физкультурных занятиях
Эффективность обучения физическим упражнениям обеспечивается с помощью различных способов организации детей. Эти способы при выполнении движений оказывают влияние на количество повторений за отведенное время, обеспечивают управление педагогом процессом усвоения материала, создают условия для осозна ...

Способности как психологический аспект
Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Трудно назвать хоть одно свойство, качество, черту человека, которое не входило бы в круг этой проблемы. Психические качества и свойства людей формируются в жизни, в процессе обучения, воспитания, деят ...

Развитие лексики в онтогенезе
Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. В словаре ребёнка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова о ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru