Материалы » Инновационные технологии в обучении географии » Педагогические технологии обучения географии

Педагогические технологии обучения географии

Страница 5

Давно в процессе обучения географии применяется технология листов опорных сигналов, или логических опорных конспектов (ЛОС или ЛОК). О роли логических связей в обучении географии писал еще Н. Н. Баранский, подчеркивая, что схемы «научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок». Разработанные ныне опорные конспекты помогают учителю управлять познавательной деятельностью школьников, развивать у них умение работать самостоятельно, индивидуальные способности, а также помогают осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы. Эта технология хорошо разработана учителями-практиками, опубликовано немало статей и даже книг для учителя, где представлены опорные конспекты по целым курсам школьной географии.

Достаточно полно разработана и технология формирования учебной деятельности школьников, которая реализована в большинстве учебников географии, раскрыта в статьях из опыта работы учителей, опубликованных на страницах журнала «География в школе». Суть этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся, направленная на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. Если традиционная методика описывает, что должен делать учитель, то технология формирования учебной деятельности предписывает, как школьник должен решать учебную задачу. Такая задача ставится перед учениками в начале урока, решается по ходу урока, а результаты усвоения материала, произошедшего в ходе решения задачи, проверяются в конце урока с помощью тестов. Таким образом, технология формирования учебной деятельности предполагает, что учитель создает систему учебных задач по какому-либо курсу, разделу или теме, разрабатывает проекты организации своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельности школьников, подготавливает тестовые задания. Систему учебных задач и тестов можно заимствовать из методических пособий (практикумов, сборников оценки качества подготовки выпускников школы и т. п.).

Технология дифференцированного обучения также хорошо известна в методике географии. При ее применении учащиеся класса в соответствии со своими типологическими особенностями делятся на условные группы. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень обученности (запас знаний, умений, опыта творческой деятельности, приобретенный до изучения того или иного курса), степень обучаемости (индивидуальные качества личности), интерес к изучению предмета, личность учителя. Создаются разноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также материал для диагностики результатов обучения. Таким образом, и учебный материал, и способ его изучения адаптируются к каждой группе учащихся, что положительно влияет на результаты обучения.

В практике работы учителей географии широко распространена технология учебно-игровой деятельности. Однако ее реализация чаще всего эпизодична и не выстраивается в четкую систему организации познавательной деятельности учащихся. Учебная игра как педагогическая технология дает положительный результат лишь при условиях серьезной подготовки и активности и учеников, и самого учителя. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, прописан ход игры, предложены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов игры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другая информация:

О состоянии дошкольного образования Мотовилихинского района г. Перми за 2007-2008 годы
Мотовилиха неоднократно меняла свой статут: вначале это был район г. Перми, потом самостоятельный районный центр и поселок городского типа, преобразованный в город Молотов 3 октября 1938 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР ЦКВКП (б) город Молотов вошел в состав Перми как Мотовилихинский ...

Классификация лекций
По целям: Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете, знакомит с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. Дается краткий обзор курса, достижения в этой сфере, имена известных ученых, излагаются перспективные направления исследований. ...

Логико-историческая реконструкция понятия функции
Начиная с XVII в. одним из важнейших понятий в математике является понятие функции. Начало понятию функции было положено в Древней Греции при обнаружении отношений между величинами, развитие этой линии привело к тому, что под функцией стали понимать зависимость между переменными. В XVI - XVII в.в. ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru