На современном этапе развития образования возникла необходимость обновления методов, средств и форм организации обучения. Изменившиеся цели среднего образования направлены на повышение результативности обучения, замену малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельным подходом, больший учет психофизиологических особенностей учащихся, проектирование учебного процесса с четко заданными результатами, которые можно подвергнуть контролю. В этой связи в последние годы в методике преподавания географии велся целый ряд теоретических исследований в области поиска новых подходов к организации учебного процесса. Среди этих исследований выделяется большая группа, посвященная проблеме разработки и внедрения новых педагогических технологий.
Термин «технология» заимствован из зарубежной методики. Массовое внедрение педагогических технологий в практику школы относится к началу 60-х гг. XX в. и связано с реформированием вначале американского, а потом и европейского школьного образования. Именно в эти годы возник особый «технологический» подход к построению обучения в целом, и появилось понятие «педагогическая технология», которое первоначально употреблялось лишь в описаниях исследований, посвященных применению технических средств обучения (компьютерных программ, электронных учебников), способствующих повышению эффективности учебного процесса. В 70-е гг. XX в. понятие «педагогическая технология» расширилось. К нему стали относить почти все, связанное с совершенствованием учебного процесса. В настоящее время термин «технология» неверно употребляют вместо термина «методика», тогда как технологии применяют не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики предмета.
Следует отметить, что педагогические технологии имеют свои недостатки: в них много запрограммированного и меньше творческой деятельности учащихся. Многие технологии ориентированы на обучение репродуктивного типа. Педагогическая деятельность — это сплав нормы и творчества, науки и искусства, а любой строго регламентированный вид деятельности обезличивает процесс и результаты труда как учителя, так и учащихся, способствует тиражированию приемов и способов получения знаний. Алгоритмы деятельности далеки от творчества. Поточный метод в учебном процессе может дать на выходе стандартную продукцию, лишенную оригинальности, художественности, неповторимости, что отличает произведение искусства. Однако как составная часть методики технология имеет полное право на существование.
Педагогическая технология — это совокупность методов, приемов, форм организации учебной деятельности и обучения, направленных на достижение четко заданных результатов. Педагогические технологии можно рассматривать как особый набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков в соответствии с поставленными целями. Цели обучения должны быть конкретны, результаты измеримы, а операции воспроизводимы, чтобы свести субъективизм учителя к минимуму. Именно потребность снизить негативные последствия работы малоквалифицированного учителя является одной из побудительных причин практического использования педагогических технологий.
Другая информация:
Научно-исследовательская работа в высшей школе
В вузах Российской Федерации научные исследования направлены на разработку фундаментальных проблем в той области, для которой данный вуз готовит специалистов. Важное место занимают также исследования по проблемам высшей школы, совершенствованию учебного процесса, повышению качества подготовки выпус ...
Методическая служба в условиях развития республиканской
системы последипломного образования педагогов
Деятельность методического кабинета улусного управления образования строилась на концептуальной идее республиканской системы последипломного образования педагогов - удовлетворять индивидуальные потребности и интересы педагогов в их профессиональном, общекультурном росте, духовном развитии. Ведущие ...
Критерии развитости музыкального мышления младших школьников и её
диагностика на этапе констатирующего эксперимента
На основе проведенного выше анализа научно-теоретических работ по проблеме развития творческого мышления младших школьников, нами было организовано проведение экспериментального исследования. В эксперименте участвовали две группы детей этой возрастной категории, каждая численностью по 10 и 12 челов ...