Материалы » Инновационные технологии в обучении географии » Педагогические технологии обучения географии

Педагогические технологии обучения географии

Страница 1

На современном этапе развития образования возникла необходимость обновления методов, средств и форм организации обучения. Изменившиеся цели среднего образования направлены на повышение результативности обучения, замену малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельным подходом, больший учет психофизиологических особенностей учащихся, проектирование учебного процесса с четко заданными результатами, которые можно подвергнуть контролю. В этой связи в последние годы в методике преподавания географии велся целый ряд теоретических исследований в области поиска новых подходов к организации учебного процесса. Среди этих исследований выделяется большая группа, посвященная проблеме разработки и внедрения новых педагогических технологий.

Термин «технология» заимствован из зарубежной методики. Массовое внедрение педагогических технологий в практику школы относится к началу 60-х гг. XX в. и связано с реформированием вначале американского, а потом и европейского школьного образования. Именно в эти годы возник особый «технологический» подход к построению обучения в целом, и появилось понятие «педагогическая технология», которое первоначально употреблялось лишь в описаниях исследований, посвященных применению технических средств обучения (компьютерных программ, электронных учебников), способствующих повышению эффективности учебного процесса. В 70-е гг. XX в. понятие «педагогическая технология» расширилось. К нему стали относить почти все, связанное с совершенствованием учебного процесса. В настоящее время термин «технология» неверно употребляют вместо термина «методика», тогда как технологии применяют не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики предмета.

Следует отметить, что педагогические технологии имеют свои недостатки: в них много запрограммированного и меньше творческой деятельности учащихся. Многие технологии ориентированы на обучение репродуктивного типа. Педагогическая деятельность — это сплав нормы и творчества, науки и искусства, а любой строго регламентированный вид деятельности обезличивает процесс и результаты труда как учителя, так и учащихся, способствует тиражированию приемов и способов получения знаний. Алгоритмы деятельности далеки от творчества. Поточный метод в учебном процессе может дать на выходе стандартную продукцию, лишенную оригинальности, художественности, неповторимости, что отличает произведение искусства. Однако как составная часть методики технология имеет полное право на существование.

Педагогическая технология — это совокупность методов, приемов, форм организации учебной деятельности и обучения, направленных на достижение четко заданных результатов. Педагогические технологии можно рассматривать как особый набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков в соответствии с поставленными целями. Цели обучения должны быть конкретны, результаты измеримы, а операции воспроизводимы, чтобы свести субъективизм учителя к минимуму. Именно потребность снизить негативные последствия работы малоквалифицированного учителя является одной из побудительных причин практического использования педагогических технологий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Современная игрушка
Наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле разучиваются конструктивно играть. Это беспокоит специалистов – психологов и педагогов во всем мире. Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы перестали прыгать, а баб ...

Основные этапы развития образования в России
Воспитание на Руси до принятия христианства осуществлялось преимущественно в семьях — воспитание земледельцев и ремесленников. Особо было организовано воспитание будущих дружинников и волхвов. С периода от принятия христианства до середины XIII в. утвердилась новая идеология русского государства, с ...

Наглядные пособия: классификация, практическое применение
В методической литературе большое внимание уделяется вопросам использования наглядных средств при обучении младших школьников (работы М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, А. С. Пчелко, А. М. Пышкало, Л. Н. Скаткина и др.). Н. Л. Менчинская и М. И. Моро указывают на необходимость самостоятельного опер ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru