Материалы » Инновационные технологии в обучении географии » Педагогические технологии обучения географии

Педагогические технологии обучения географии

Страница 4

Одной из первых технологий личностно-ориентированного обучения является разработанная американскими психологами Дж. Кэрроллом и Б. Блумом технология полного усвоения знаний. Суть этой технологии сводится к тому, что все обучаемые (99%) способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного времени, т. е. при правильно подобранных условиях обучения. Понятно, что для реализации данной технологии требуется существенная реорганизация традиционной классно-урочной системы, задающей для всех учеников одно и то же учебное время, содержание и условия труда, что в данный момент не представляется возможным. Однако на основе технологии полного усвоения знаний была разработана адаптированная к условиям классно-урочной системы технология дифференцированного (разноуровневого) обучения.

К популярным личностно-ориентированным технологиям обучения относится технология коллективного взаимообучения или коллективного способа обучения (КСО). Главным признаком этой технологии является организация учебной работы школьников в парах, что способствует развитию у них самостоятельности и коммуникативных умений.

Элементы рассмотренных выше личностно-ориентированных технологий обучения были интегрированы в технологию модульного обучения, сущность которой состоит в том, что ученик полностью самостоятельно или с определенной помощью учителя достигает конкретных целей обучения в процессе работы со специально разработанным модулем — функциональным блоком, включающим содержание и способы овладения этим содержанием.

Внедрение в практику работы учителя личностно-ориентированных технологий предполагает выявление и «окультуривание» индивидуального субъектного опыта ребенка путем согласования с результатами общественно-исторического опыта, т. е. перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности1.

В рамках обучения географии главный результат использования личностно ориентированных технологий заключается в преобразовании индивидуальной картины мира ученика при ее взаимодействии с научно-географической. Особое внимание уделяется саморазвитию и самовоспитанию учащихся. Задача учителя при этом заключается в выявлении интересов ученика по отношению к содержанию, виду и форме подачи учебного материала, мотивации его изучения, предпочтений ученика по отношению к видам деятельности.

В процессе реализации технологий личностно-ориентированного обучения целесообразно соблюдать следующие условия: 1) делить учебный материал на смысловые блоки и ставить к каждому из них познавательные учебные задачи (иногда проблемного характера), создающие у школьников потребность в познании; 2) формировать у школьников учебно-познавательные мотивы, так как реальный смысл учения определяется для них не столько целями, сколько мотивами, отношением их к предмету; 3) ставить познавательные учебные задачи, которые определяют направленность деятельности учащихся на учебные открытия, фиксацию и усвоение новых способов деятельности; 4) реализовать учебные задачи посредством создания проблемных ситуаций, интеллектуального затруднения.

Среди технологий объяснительно-иллюстративного и личностно-ориентированного обучения наиболее известна методика (технология) формирования приемов учебной работы, изложенная в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик географических объектов. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников географии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другая информация:

Социальное воспитание старших подростков в учреждении дополнительного образования
Социальное воспитание осуществляется обществом и государством в учреждениях как спецально создаваемых для этой цели, так и занимающихся им наряду со своими основными функциями. В современной педагогике существуют разные подходы к определению сущности социального воспитания. В работе нами принят под ...

Содержание и формы трудового воспитания младших школьников
Включение детей в труд необходимо осуществлять с учетом физиологии детей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей. Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношен ...

Цели дистанционного обучения. Методы управления временем. Трансакционые издержки
Дистанционное обучение называют «образованием XXI века». В настоящее время рассматривают его как одно из магистральных направлений образовательных реформ, происходящих в мире, и России. Дистанционное обучение предлагает любому обучающемуся свободный активный творческий, не обремененный формальными ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru