Педагогическая технология обучения основана на идее полной управляемости учебным процессом. Однако ее нельзя отождествлять с каким-то механическим алгоритмом, так как все действия не могут быть жестко детерминированы. Проектирование педагогической технологии опирается на научно обоснованные педагогические закономерности и заключается в разработке программы воздействия на деятельность учащихся через выделение в процессе обучения последовательных этапов, операций, выполнение которых соответствует поставленным целям и обеспечивает достижение предполагаемых результатов.
В отличие от педагогической технологии традиционная методика допускает не очень жесткую постановку целей и не предполагает полной управляемости учебным процессом. Обучающие операции в методике — это область педагогического творчества учителя, обратная связь часто слаба, а оценка учебных достижений школьников нередко субъективна. Применяя технологии, педагоги стремятся оптимизировать взаимодействие с учащимися, детально определить все то, что способствует реализации заданных целей.
Основная цель педагогических технологий — организация взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся с учетом принципа индивидуализации обучения, которая направлена на обеспечение планируемых результатов. Технология обучения предписывает учителю планировать виды и способы деятельности учащихся, предполагать их возможные затруднения, мыслительные ходы, планировать предполагаемые ответы на познавательные вопросы, т. е. видеть учебный материал глазами учащихся. Все это дает учителю возможность соотнести обучающие процедуры с возможным ходом учебной деятельности, т. е. построить сценарий учебного процесса.
Основными чертами педагогических технологий являются концептуальность, системность, управляемость, воспроизводимость и эффективность.
Концептуальность. Каждая педагогическая технология должна опираться на научную концепцию (включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование) и разрабатываться под конкретный педагогический замысел, в основе которого лежат ценностные ориентации и целевые установки авторского коллектива, имеющие формулу конкретного ожидаемого результата. Однако следует отметить, что по сравнению с традиционной методикой цели педагогических технологий более узконаправленные. Так, например, основная цель коммуникативно-диалоговой технологии — развитие коммуникативных качеств личности школьников. Именно этой генеральной цели подчиняется весь сценарий процесса обучения; остальные цели носят частный характер.
Системность. Любая технология представляет собой систему, состоящую из трех структурных блоков: 1) концептуальная основа; 2) содержательная часть (общие и частные цели обучения, содержание учебного материала, на котором строится технология); 3) процессуальная часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности, деятельность учителя по управлению процессом обучения, диагностика учебного процесса). Структурные блоки педагогической технологии тесно взаимосвязаны и являются целостной системой. Если какой-либо из блоков отсутствует или недостаточно разработан, то проект нельзя считать доведенным до уровня педагогической технологии. В противном случае его внедрение в практику работы школы может привести к неожиданным, незапланированным результатам.
Другая информация:
Теоретические основы формирования правовой культуры
Актуальность проблемы формирования правовой культуры учащихся возрастает не только в связи с высоким динамизмом социальных процессов, происходящих в обществе, но и в связи с повышенными требованиями научно-технического прогресса. Для того чтобы правильно и глубоко разобраться в разнообразной полити ...
Различные судьбы образования на востоке и западе
Разница в положении и условиях церкви на Западе и Востоке сказалась в различных судьбах, там и здесь, образования. На Востоке церковь не проявляет и не может проявить деятельной силы в образовании, но остается хранительницей античных начал образования, через свои солидные библиотеки, монастырские а ...
Экологические особенности изучения темы «Аминокислоты»
Человеческое тело не может запасать белки, поэтому сбалансированное белковое питание требуется человеку каждый день. Взрослому человеку весом 82 кг требуется 79 г белка в день. Рекомендуется, чтобы при этом с белками поступало 10 - 12% всех калорий. L-триптофан - незаменимая аминокислота с обширным ...