Материалы » Инновационные технологии в обучении географии » Педагогические технологии обучения географии

Педагогические технологии обучения географии

Страница 2

Педагогическая технология обучения основана на идее полной управляемости учебным процессом. Однако ее нельзя отождествлять с каким-то механическим алгоритмом, так как все действия не могут быть жестко детерминированы. Проектирование педагогической технологии опирается на научно обоснованные педагогические закономерности и заключается в разработке программы воздействия на деятельность учащихся через выделение в процессе обучения последовательных этапов, операций, выполнение которых соответствует поставленным целям и обеспечивает достижение предполагаемых результатов.

В отличие от педагогической технологии традиционная методика допускает не очень жесткую постановку целей и не предполагает полной управляемости учебным процессом. Обучающие операции в методике — это область педагогического творчества учителя, обратная связь часто слаба, а оценка учебных достижений школьников нередко субъективна. Применяя технологии, педагоги стремятся оптимизировать взаимодействие с учащимися, детально определить все то, что способствует реализации заданных целей.

Основная цель педагогических технологий — организация взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся с учетом принципа индивидуализации обучения, которая направлена на обеспечение планируемых результатов. Технология обучения предписывает учителю планировать виды и способы деятельности учащихся, предполагать их возможные затруднения, мыслительные ходы, планировать предполагаемые ответы на познавательные вопросы, т. е. видеть учебный материал глазами учащихся. Все это дает учителю возможность соотнести обучающие процедуры с возможным ходом учебной деятельности, т. е. построить сценарий учебного процесса.

Основными чертами педагогических технологий являются концептуальность, системность, управляемость, воспроизводимость и эффективность.

Концептуальность. Каждая педагогическая технология должна опираться на научную концепцию (включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование) и разрабатываться под конкретный педагогический замысел, в основе которого лежат ценностные ориентации и целевые установки авторского коллектива, имеющие формулу конкретного ожидаемого результата. Однако следует отметить, что по сравнению с традиционной методикой цели педагогических технологий более узконаправленные. Так, например, основная цель коммуникативно-диалоговой технологии — развитие коммуникативных качеств личности школьников. Именно этой генеральной цели подчиняется весь сценарий процесса обучения; остальные цели носят частный характер.

Системность. Любая технология представляет собой систему, состоящую из трех структурных блоков: 1) концептуальная основа; 2) содержательная часть (общие и частные цели обучения, содержание учебного материала, на котором строится технология); 3) процессуальная часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности, деятельность учителя по управлению процессом обучения, диагностика учебного процесса). Структурные блоки педагогической технологии тесно взаимосвязаны и являются целостной системой. Если какой-либо из блоков отсутствует или недостаточно разработан, то проект нельзя считать доведенным до уровня педагогической технологии. В противном случае его внедрение в практику работы школы может привести к неожиданным, незапланированным результатам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другая информация:

Характеристика детей с общим недоразвитием речи
Речевая недостаточность у дошкольников может варьировать от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи; первые ...

Самостоятельная работа, её сущность, содержание
Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно попол ...

Формирующий эксперимент. Апробация системы уроков по теме «Семейный бюджет»
Формирующий эксперимент проходил в экспериментальном (11К) профильном классе в гимназии № 1 г.Североморска и включал в себя следующие мероприятия: - проведение уроков экономики по теме «Семейный бюджет» с использованием активных методов обучения: деловые игры, дискуссии; показ мультимедийных презен ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru