Материалы » Инновационные технологии в обучении географии » Педагогические технологии обучения географии

Педагогические технологии обучения географии

Страница 6

Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода к организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умения вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. У школьной географии есть большие возможности для применения коммуникативно-диалоговой технологии. В темах каждого курса немало проблем и вопросов для организации учебного спора, например, «Карта — правильное или кривое зеркало?», «Ветер — друг или враг человека?», «Надо ли осушать болота Западной Сибири?», «Есть ли перспективы у атомной энергетики?», «Грозит ли Земле перенаселение?». Применять технологию коммуникативно-диалоговой деятельности учителю помогает богатый методический аппарат многих учебников географии. Задачами учителя являются разработка сценариев и содержания дискуссий (надо помнить, что для организации полноценной дискуссии необходимо привлечение дополнительных источников географической информации), а также специальное обучение школьников правилам ведения дискуссии.

Модульная технология также применима в обучении географии. Эта технология разработана на основе технологий полного усвоения знаний, дифференцированного обучения и коллективного взаимообучения. Модулем называют особый функциональный узел, в котором объединено содержание учебного материала и технология овладения им. Внутри модуля (урока), учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указаны: цель усвоения определенного учебного материала, источники информации, способы овладения материалом, вид оформления результатов работы. В этих же инструкциях приводятся задания для проверки и самопроверки (чаще в форме тестов).

В последние годы в практике работы школы все больше внимания уделяют давно забытым методам обучения. Учителя географии чаще стали обращаться к методу проектов, который называют технологией проектной деятельности. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности школьников чаще всего на основе краеведческой работы, например, составление проектов развития малых городов, где побывали ребята, проектов развития зеленых зон микрорайона школы и т. д.

Под развивающим обучением понимают такое построение системы обучения, при котором усвоение учебного материала, воспитание культуры и развитие интеллекта учеников являются составными частями единого процесса. При этом усвоение знаний служит средством для достижения основных целей — развития творческого отношения к деятельности, формирования общеучебных умений, овладения средствами и способами мышления, развития качеств личности школьника, его воображения, памяти, воли, эмоциональной сферы, культуры общения. Среди технологий развивающего обучения в методике географии применяется технология проблемного обучения. Основными методами работы учителя в режиме развивающего обучения являются частично-поисковый и проблемный. Смысл технологии состоит в обучении школьников самостоятельному решению проблемных учебных задач, в ходе которого происходит не воспроизведение образцов, заданных учителем, а самостоятельное добывание знаний. В содержании практически всех тем и разделов курсов школьной географии существует большое количество логических и научных проблем, способствующих организации проблемного обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другая информация:

Конфликт как столкновение субъектов
В основе любого конфликта лежит противоречие, то есть такое положение, при котором нечто одно исключает другое. Конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением. Конфликт, как явление действительности, становится конфликтом лично для нас тогда, когда столкнувшиеся в нем противореч ...

Ведущие представители научно-педагогических центров
Никита Яковлевич Бичурин Никита Яковлевич Бичурин (1777-1853), чаще известный современникам под монашеским именем Иакинф, - один из классиков отечественной ориенталистики, заложивший основы российской синологии XIX века. Дальнейшая судьба этой отрасли востоковедения неразрывно связана с его именем, ...

Формы и методы работы, способствующие развитию творческих способностей
Восприятие себя как творческой личности является важнейшим условием творческого акта. При этом критическое отношение к результатам собственной деятельности вполне допустимо, но с одним условием – нельзя делать это в процессе деятельности, пусть критичность проявляется только тогда, когда новое уже ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru