Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода к организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умения вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. У школьной географии есть большие возможности для применения коммуникативно-диалоговой технологии. В темах каждого курса немало проблем и вопросов для организации учебного спора, например, «Карта — правильное или кривое зеркало?», «Ветер — друг или враг человека?», «Надо ли осушать болота Западной Сибири?», «Есть ли перспективы у атомной энергетики?», «Грозит ли Земле перенаселение?». Применять технологию коммуникативно-диалоговой деятельности учителю помогает богатый методический аппарат многих учебников географии. Задачами учителя являются разработка сценариев и содержания дискуссий (надо помнить, что для организации полноценной дискуссии необходимо привлечение дополнительных источников географической информации), а также специальное обучение школьников правилам ведения дискуссии.
Модульная технология также применима в обучении географии. Эта технология разработана на основе технологий полного усвоения знаний, дифференцированного обучения и коллективного взаимообучения. Модулем называют особый функциональный узел, в котором объединено содержание учебного материала и технология овладения им. Внутри модуля (урока), учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указаны: цель усвоения определенного учебного материала, источники информации, способы овладения материалом, вид оформления результатов работы. В этих же инструкциях приводятся задания для проверки и самопроверки (чаще в форме тестов).
В последние годы в практике работы школы все больше внимания уделяют давно забытым методам обучения. Учителя географии чаще стали обращаться к методу проектов, который называют технологией проектной деятельности. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности школьников чаще всего на основе краеведческой работы, например, составление проектов развития малых городов, где побывали ребята, проектов развития зеленых зон микрорайона школы и т. д.
Под развивающим обучением понимают такое построение системы обучения, при котором усвоение учебного материала, воспитание культуры и развитие интеллекта учеников являются составными частями единого процесса. При этом усвоение знаний служит средством для достижения основных целей — развития творческого отношения к деятельности, формирования общеучебных умений, овладения средствами и способами мышления, развития качеств личности школьника, его воображения, памяти, воли, эмоциональной сферы, культуры общения. Среди технологий развивающего обучения в методике географии применяется технология проблемного обучения. Основными методами работы учителя в режиме развивающего обучения являются частично-поисковый и проблемный. Смысл технологии состоит в обучении школьников самостоятельному решению проблемных учебных задач, в ходе которого происходит не воспроизведение образцов, заданных учителем, а самостоятельное добывание знаний. В содержании практически всех тем и разделов курсов школьной географии существует большое количество логических и научных проблем, способствующих организации проблемного обучения.
Другая информация:
Социальный педагог в учреждении
дополнительного образования: понятие, функции, направления
В штате учреждений дополнительного образования детей социальный педагог появился сравнительно недавно, поэтому дадим более подробную характеристику этой должности. Изучение опыта деятельности социальных педагогов в УДО позволило выделить особые их должностные функции, обеспечивающие особую позицию ...
Компонентный состав Триз
Теория решения изобретательских задач в образовательном процессе представлена в качестве внедрения основных её понятий. При этом ознакомить учащихся со всеми основами ТРИЗ за один урок невозможно, поскольку они требуют тщательного разбора и осознания. В основном, знакомство начинается с изобретател ...
Предрасположенность детей с ОНР III уровня к нарушению
чтения и письменной речи
Нарушения чтения и письма могут быть обусловлены задержкой в формировании определенных функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие вредностей, действовавших в различные периоды развития ребенка. Кроме того, дислексия и дисграфия возникают при органических речевых расстрой ...