Материалы » Возможности использования активных форм и методов во внеклассной работе со школьниками » Понятие «внеклассная работа» в педагогической литературе

Понятие «внеклассная работа» в педагогической литературе

Страница 1

В Российской педагогической энциклопедии «внеклассная работа» определяется как «составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся».

Внеклассной работе всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В методической литературе существует много определений внеклассной работы. Большинство авторов считают, что внеклассная работа - учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы коллективом учителей и учеников или работников и учащихся учреждений дополнительного образования на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, являясь неотъемлемой составной частью воспитательного процесса.

Суть внеклассной работы определяется деятельностью школьников во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Но эта организация проводится таким образом, что творчество и инициатива учащихся должны всегда выходить на первый план. Л. М. Панчешникова считает, что вне сомнений тот факт, что внеклассная работа по предмету играет огромную роль для современной школы. В условиях перестройки социальной и экономической жизни общества сильно возрастает роль внеклассной работы в воспитании нового облика личности. Эта работа вносит вклад в такие качества личности, как инициативность, активность, творчество, способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию. Внеклассная работа - это, с одной стороны, педагогическая система, обладающая целостными свойствами и закономерностями функционирования, а с другой - неотъемлемая часть отечественной системы образования. По этой причине одной из центральных проблем методики внеклассной работы всегда являлась проблема взаимосвязи урочных и внеурочных занятий как частный случай фундаментальной педагогической проблемы целостности учебно-воспитательного процесса.

В литературе встречается множество формулировок целей и задач внеклассной работы по предмету, которые давали следующие авторы: А. И. Никишов, И. Я. Ланина , А. В. Усова , С. Н. Савина . Существует множество определений целей внеклассной работы для различных предметов. (см. Таблицу 1.1).

Таблица 1.

Учебный предмет

Формулировка целей внеклассной работы по предмету

География

Расширение и углубление базовых знаний и умений школьников; развитие способностей учащихся; развитие познавательного интереса учащихся; приобщение школьников к исследовательской работе; организация социальной деятельности учащихся.

Физика

Формирование личности учащегося; развитие самостоятельной и творческой активности; расширение и углубление знаний по физике

Биология

Углубление и расширение знаний учащихся по предмету; углубление связи теории с практикой; развитие самостоятельности и творческой активности учащихся.

Химия

Привитие интереса к химии, развитие и усовершенствование навыков по химическому эксперименту; развитие творческой активности,; подготовка учащихся к практической деятельности; организация отдыха учащихся в сочетании с их эстетическим и нравственным воспитанием.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Организационные формы воспитания школьников
Под «формой» понимается внешнее выражение какого-либо содержания. «Форма воспитательной работы» - это способ организации и выражения содержания воспитательного процесса. Формы воспитательной работы делятся на мероприятия, дела, игры (Е.В. Титов). Мероприятия - это занятия, события, ситуации, органи ...

Характеристика авторской школы Фролова
Любая деятельность состоит из трех частей: ориентировочно-мотивационной операционально-исполнительной рефлексивно-оценочной Отсутствие первой части превращает деятельность в хаотическое скопление отдельных действий без ясной и четкой цели, когда человек не видит личностного смысла в совершаемых дей ...

Сущность и содержание. Понятие игры. Виды игр
Проблемы методов обучения сегодня приобретают все большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, так как учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru