Материалы » Значение индивидуальных профконсультаций в выборе профессии учащимся » Содержание процесса индивидуального профессионального консультирования

Содержание процесса индивидуального профессионального консультирования

Страница 2

В конечном итоге наиболее ценный эффект в психодиагностической консультации состоит в том, что клиент начинает более серьёзно задумываться о своих личных качествах, о сложностях проблемы профессионального выбора.

Проведение диагностики предполагает обязательное знакомство клиента с её результатами, рекомендации консультанта. После проведения диагностики врождённых индивидуально – типических свойств психики (психофизиологи – ческих, нейродинамических), то есть практически не изменяющихся в течение жизни консультант может дать рекомендации следующего плана:

как соотнести свои профессиональные намерения и психофизиологические возможности;

от каких профессий следует отказаться, так как их требования не соответствуют психофизиологическим особенностям;

как выработать индивидуальный стиль деятельности, чтобы предотвратить его стихийное формирование путём проб и ошибок.

Профконсультанту необходимо быть осторожным в выводах и рекомендациях по результатам диагностики интеллекта и специальных способностей, так как они могут развиваться при соответствующей мотивации и осуществлении профессиональной деятельности. Если консультант сомневается в наличии достаточного уровня развития некоторых способностей, необходимых для успешного овладения профессией, он может предложить консультируемому способы психотренировки, направленные на развитие нужного вида внимания, памяти, пространственного мышления и т.п.

Такие тренировки дают возможность консультируемым освоить способы развития необходимых способностей. Консультант должен стремиться придать диагностической работе коррекционный и развивающий характер.

В процессе индивидуального консультирования консультанту необходимо учитывать представления клиента об уровне развития у него некоторых индивидуальных особенностей, необходимых для различных профессий.

При анализе полученных результатов необходимо учитывать, что их достоверность во многом зависит от способности консультируемого к адекватной самооценке и его уверенности в себе.

Прогнозируемая степень удовлетворённости человека его деятельностью во многом зависит от того, насколько его ожидания соответствуют реальным особенностям профессии. Одни и те же обстоятельства для разных людей могут иметь совершенно различный личностный смысл. Обмануться в своих ожиданиях легче всего в молодом возрасте.

Коррекционная работа профконсультанта проводиться на уровне профессиональных предпочтений, ожиданий, представлений о профессиональных перспективах консультируемого, некоторых социальных установок. Она включается в процесс консультирования и не имеет определённого алгоритма.

Развивающие возможности профконсультации заложены в любых применяемых методах, но особенно в разного рода активизирующих средствах – профориентационных карточных играх, упражнениях и заданиях.

Одно из ключевых направлений в профконсультировании клиентов – содействие формированию жизненной перспективы, осознанию образа будущего. Это требует от консультанта более широкого взгляда на ситуацию клиента, анализа выбора профессии как первого звена в цепочке последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием.

Задача консультанта – помочь клиенту оценить ближайшие жизненные планы с точки зрения долговременных целей и ожиданий, касающихся не только профессиональной но и других сфер жизни. При этом следует учитывать возрастную специфику: “образы будущего в юности ориентированы прежде всего на результат, а не на средства его достижения, то есть жизненные цели не подкрепляются в должной мере конкретными жизненными планами”.

Ядром жизненной перспективы являются ценностные ориентации, жизненные цели и жизненные планы. Консультируемому необходимо понять различие между этими понятиями и их взаимосвязь, согласовать их при формировании жизненной перспективы.

Для того чтобы определиться в ценностных ориентациях, необходимо ответить на вопросы: в каких сферах жизни сконцентрировать усилия для достижения успеха, на что в первую очередь направить свою энергию.

Если клиент уже сделал выбор, следует рассмотреть, какие перспективы открывает данная профессия в других значимых для него сферах жизни. Молодёжь, например, наиболее подвержена воздействию стереотипов и часто планирует своё будущее, не учитывая индивидуальные ценности, по принципу “то что хорошо для всех, хорошо и для меня”.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Методика проведения сюжетных физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста
Для детей ведущей деятельностью является выполнение игровых действии. В первую очередь это действие с предметами, в которых дети пытаются воспроизвести наблюдаемый ими способ употребления предмета. Дети принимают на себя роль, осваиваются в воображаемой ситуации, но не обыгрывают эти предметы. Осно ...

Современные классификации методов обучения
Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – это сердцевина учебного процесса. Ведь именно метод определяет, каким путём учитель будет преподносить знания. Метод обучения (от греч. Methodos) –буквально ...

Авторская концепция экологического воспитания на уроках музыки "Экология – экология искусства – экология души" А.В.Паутова
В разработке вопросов формирования экологической культуры школьников средствами музыки учителя школ области продвинулись от разработки отдельных уроков и блоков уроков до создания собственных концепций. Приводим пример творческой концепции Алексея Паутова, учителя музыки школы №2, г. Ростов. " ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru