Материалы » Значение индивидуальных профконсультаций в выборе профессии учащимся » Содержание процесса индивидуального профессионального консультирования

Содержание процесса индивидуального профессионального консультирования

Страница 4

Если контакт с консультируемым не получается, можно использовать несложные методики, например “Дифференциально-диагностический опросник”(ДДО), “Карту интересов” и др.

В качестве основной задачи второго этапа выступает выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмотрение проблемы клиента глазами специалиста и уточнение, либо изменение предварительной гипотезы, определение пути совместного решения проблемы, разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условий её проведения.

При этом он может удлинить время беседы, перенести её на другое время, а в промежутках между встречами уточнить или получить необходимую информацию.

На третьем этапе консультант и клиент совместно определяют конкретную цель данной консультации (информационно-справочная, диагностико-корректирующая, формирующая).

Этот этап предполагает равную степень активности.

Консультант помогает клиенту взглянуть на себя глазами специалиста. Для этого нужно на доступном уровне объяснить ему необходимые понятия.

В рамках четвёртого этапа консультант и консультируемый совместно стремятся достичь определённой ими на предыдущем этапе цели (информационной, диагностической или формирующей). Выбор средств зависит от конкретной проблемы, но преимущественно используются активизирующие средства.

Например, для достижения информационной цели – активизирующие вопросы типа: “Что вы об этом думаете ?”, “Подскажите, как это называется ?”.

Важно показать клиенту, что он и сам немало знает.

На пятом этапе происходит совместное подведение итогов консультации (окончательных или промежуточных). Консультируемого спрашивают, что дала ему консультация, достигнуты ли её цели, какие выводы он сделал.

Далее, если консультация многоразовая, определяются пути дальнейшей работы, а если одноразовая – составляется более совершенный вариант профессионального плана. В том случае, если обратная связь с консультируемым в чём – то неожиданна для профконсультанта, значит, на каком -–то этапе он совершил ошибку.

При выходе из контакта желательно отметить положительные стороны клиента, отметить его интересные мысли, выразить надежду на удачное профессиональное будущее клиента.

Завершается консультация протоколированием следующих сведений: анкетные данные; первоначальное понимание клиентом своей проблемы; гипотеза профконсультанта; совместно конкретизированная цель и шаги, предпринятые для её достижения; итог консультации, сформулированный клиентом, и итог, сформулированный консультантом; примечание (особенности поведения консультируемого, уровень достигнутого контакта).

Протоколировать беседу с клиентом желательно не в её процессе, а во время перерывов либо тогда, когда консультируемый работает с методиками.

Конечно, эта схема носит общий характер, и должна ”настраиваться” согласно ситуации.

Методы исследования

В своей профессиональной деятельности профконсультанту приходится сталкиваться с огромнейшим числом диагностических методик.

На сегоднешний день они представлены во всём своём многообразии. Причём, с каждым прожитым годом их число возрастает многократно.

Задача специалиста – выбрать из всего многообразия предлагаемых диагностических методик именно те валидные методики, которые позволили бы сформировать ясное представление о наличном уровне психологического развития клиента. Сделать это, как неоднократно убеждала практика, бывает очень сложно.

Многие специалисты, подпадая под воздействия кажущейся лёгкости целесообразного отбора методик для проведения диагностических мероприятий, делают огромнейшую ошибку, выбирают методики, зачастую даже не обладающие валидностью, которые не представляют объективного знания о наличном состоянии изучаемых свойств и качеств клиента.

Последствия же такого выбора, как вы и сами догадываетесь, оставляют желать лучшего. И к тому же, могут крайне отрицательно сказаться на результативности всего процесса профконсультирования.

Осознавая значимость поставленного вопроса, было решено сформировать рекомендации относительно ряда методик, применяемых при проведении профконсультационных мероприятий.

Начнём, пожалуй, с методик диагностики типологических особенностей личности. Одной из первых методик этого раздела выступает опросник Айзенка по определению темперамента.

Надо сказать что эта методика достаточно прочно зарекомендовала себя в арсенале средств не одного поколения профориентаторов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Методологические подходы, стратегия предпрофильной и профильной подготовки
Выбор учащимися профиля обучения является основой построения профильной школы. Однако реально этот выбор, в большей или меньшей мере, навязывается школьникам, которые в силу возраста еще не являются субъектом самостоятельного принятия решения (П. Щедровицкий). Поэтому необходимо с первых дней обуче ...

Динамика развития речи у детей в раннем возрасте
До того как дети смогут говорить различные слова, они произносят звуки, которые постепенно делаются разнообразнее и становятся различимыми. Когда младенец осваивает повторяющиеся и довольно музыкальные фрагменты звуков, это называют лепетом. Каждый ребёнок перед произношением различных слов проходи ...

Способы совершенствования речи у детей в раннем возрасте
К полутора годам малыш обычно произносит все гласные звуки (хотя и не всегда четко), ему доступны многие согласные звуки (м, п, б, к, г, т, д, н, в, ф, х), а также звук й. Многие из согласных звуков произносятся смягченно (дяй вместо дай). Отчетливость произнесения звуков во многом зависит от их ме ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru