В разработке вопросов формирования экологической культуры школьников средствами музыки учителя школ области продвинулись от разработки отдельных уроков и блоков уроков до создания собственных концепций. Приводим пример творческой концепции Алексея Паутова, учителя музыки школы №2, г. Ростов.
"Как прекрасна во вселенной наша Земля. Как планета она существует уже несколько миллиардов лет, и всего около 2-3 миллионов лет назад на ней появился человек. А сегодня она посылает уже сигналы "SOS" – сигналы бедствия. Экологическая катастрофа нависла темной тенью над каждым человеком планеты Земля. Неразумное природопользование может привести человечество к самоуничтожению. Глобальная экологическая катастрофа – это такое состояние географической среды, когда жизнь на Земле станет невозможной. Если оглянуться вокруг, посмотреть внимательно, то можно увидеть и понять, что это – фантазия, не вымысел. Мы очень часто не прислушиваемся к сигналам бедствия, которые нам подает природа. Но сегодня все большее количество людей начинает осознавать, что наш Дом, наша планета и все человечество – в опасности. И не решать проблемы защиты окружающего нас природного мира – означает лишить все человечество будущего.
Одним из главных направлений в работе по защите окружающей среды должно стать экологическое образование и воспитание. Основой такого образования и воспитания становятся такие учебные дисциплины, как природоведение, зоология, биология, география, химия, физика и др. Но нельзя недооценивать и предметы гуманитарно-эстетического цикла: музыку, изобразительное искусство, мировую художественную культуру, литературу, причем средства и возможности последних велики и разнообразны, а путь их к уму и сердцу учащихся более близок и благодатен.
Я, осознавая и принимая близко к сердцу остроту и актуальность экологических проблем и проанализировав возможности программы "Музыка" и других предметов гуманитарно-эстетического цикла, пришел к выводу, что на уроках музыки в системе решения задач и цели формирования музыкальной культуры и музыкальной грамотности необходимо и возможно отвести подобающее место для экологического воспитания и образования. Занимаясь формированием музыкальной культуры учащихся, считаю, что экологическое воспитание и образование – это "почва", на которой можно вырастить средствами искусства "плоды" нравственного очищения личности в нашем современном обществе.
Свою педагогическую деятельность хочу выразить, обозначить следующей концепцией: "Экология-экология искусства -экология души". Художественно-педагогическую идею этой концепции я выражаю следующим содержанием: "Природа — великий учитель, помогающий настоящим педагогам воспитывать детей исследователями, поэтами, гуманистами". Эта идея близка цели и задачам уроков музыки в общеобразовательной школе, где воспитание искусством я в своей работе считаю доминирующим.
Процесс формирования музыкальной культуры, воспитание духовного потенциала человека, раскрытие его личности сродни явлениям и законам природы, где выращивание и развитие семени зависит от многих природных факторов: условий среды обитания, питательных веществ, наследственности и т.п.Все это сопоставимо с личностным "вызреванием" человека, где так же присутствуют факторы: условия среды обитания — общество и природа; питательные вещества — материальные и духовные потребности, интересы; наследственность -биологические задатки и т.д. Изложенные мной мысли имеют "почву" в истории педагогики. Основоположник науки педагогики Ян Амос Коменский (1592-1670), создавая основы теории обучения, выдвигает закон о природосообразности: "Человек-часть природы, он развивается, стало быть, как природа". Таким образом, формирование личности человека силой воздействия музыкального искусства необходимо проводить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей его развития.
Другая информация:
Развитие теории музыкального мышления в трудах зарубежных и отечественных
исследователей
При комплексном исследовании музыкального мышления мы не можем обойтись без истории, так как в связи с её развитием выясняются этапы формирования теории музыкального мышления. Историю возникновения понятия «музыкальное мышление» проследить довольно сложно. Музыкальное искусство, как особого рода ду ...
Семейные формы воспитания детей-сирот
Сегодня можно говорить, что в Российской Федерации в соответствии с Семейным кодексом введены следующие формы устройства сирот: усыновление, опека, приемная семья, семейный детский дом, учреждения для детей, нуждающихся в государственной поддержке. Мировой и отечественный опыт показывают, что гаран ...
Особенности распознавания семантически далеких значений
Следующая группа заданий была направлена на исследование распознавания семантически далеких значений. С заданиями данной группы большинство детей как экспериментальной, так и контрольной группы справились хорошо за исключением группы слов «трамвай, метро, дворник». Затруднения вызывало то, что мног ...