Материалы » Упражнения как способ формирования специальных лексических умений и навыков учащихся на уроках иностранного языка » Современные классификации методов обучения

Современные классификации методов обучения

Страница 1

Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – это сердцевина учебного процесса. Ведь именно метод определяет, каким путём учитель будет преподносить знания.

Метод обучения (от греч. Methodos) –буквально путь к чему-либо – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. (Подласый).

В методах обучения должна присутствовать не только конкретная система обучения, чётко проработанные действия, но и импровизация педагога. Очень важно преподнести материал творчески и интересно, а не только правильно.

На основе того, что метод это явление многоаспективное, то он имеет много разных признаков. По общим признакам методы обучения можно группировать в системы. В связи с этим появляется множество различных классификаций.

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определённому признаку их система. Считают, что не нужно стремиться установить единую и неизменную классификацию методов. Ведь в практике постоянно происходят изменения в предпочтении методов. В настоящее время известны десятки классификаций, но признание имеют лишь некоторые.

Рассмотрим одну из современных классификаций.

Классификация методов по типу (характеру познавательной деятельности), предложенная И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным.

Тип познавательной деятельности – это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности которой достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения.

В данной классификации выделяют такие методы обучения как:

а) объяснительно – иллюстрированный (информационно – рецептивный);

б) репродуктивный;

в) проблемное изложение;

г) частично поисковый (эвристический);

д) исследовательский.

Наибольшее распространение среди всех классификаций получила классификация методов обучения, предложенная ю. к. бабанским. она более развернута и обобщена по сравнению с другими.

Классификация методов обучения на основе целостного деятельностного подхода.

По формам проявления: методы материальной деятельности, методы коммуникативной деятельности (методы всех видов общения)

По содержанию: методы игровой деятельности, методы познавательной деятельности, методы художественной деятельности, методы спортивно – оздоровительной деятельности, методы общественной деятельности, включая управленческую, методы производительного труда, методы научной деятельности.

По степени проявления поискового характера деятельности: методы репродуктивной деятельности, методы эвристической деятельности, методы исследовательской деятельности.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: методы предъявления требований, разъяснения значимости учения, использования познавательных игр, учебных дискуссий, эмоциональных ситуаций и другие.

Методы конротроля: мотивации деятельности, конкретные действия и операции, контроль и анализ достигнутых результатов, целостный акт обучающей деятельности.

Методы стимулирования и мотивации учения: познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и другие.

Методы организации и осущиствления учебных действий и операций:

подгруппы:

перцептивных методов (методы словесной передачи и слухового восприятия учебной информации);

методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (методы иллюстрации и демонстрации);

методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного кинестезического восприятия (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и другие).

Подгруппа логических методов – методы, выделенные на основе ведущих логических операций, применяемых в процессе мышления: индуктивных, дедуктивных и других.

Подгруппа гностических методов, выделенных на основе оценки степени поискового характера мышления: репродуктивные, проблемно – поисковые, исследовательские и другие.

Методы 1 и 2 подгруппы могут реализоваться как под руководством учителя, так и самостоятельно. Поэтому всех можно подразделить на две подгруппы: методы управления и самоуправления или конкретнее: методы работы под руководством учителя и методы самостоятельной учебной работы.

Группа методов контроля и самоконтроля делится, на подгруппы исходя из основных приёмов (действий и операций) получения обратной связи во время учебного процесса.

по источнику информации в ходе контроля: методы устного и лабораторного контроля;

по степени механизации контроля: методы машинного и безмашинного контроля;

по степени программирования контроля: методы программированного и непрограммированного контроля.

Не смотря на то, что в наше время разработано множество классификаций, каждая имеет свои недостатки. Нельзя вычленять только те методы, которые содержат в себе новые признаки. Также не рекомендуется использовать в обучении один метод, так как сочетание различных методов приводит к лучшему взаимопониманию между учителем и учащимися.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Способы организации детей на сюжетных физкультурных занятиях
Эффективность обучения физическим упражнениям обеспечивается с помощью различных способов организации детей. Эти способы при выполнении движений оказывают влияние на количество повторений за отведенное время, обеспечивают управление педагогом процессом усвоения материала, создают условия для осозна ...

Диагностика успеваемости детей младшего школьного возраста
Для оказания помощи неуспевающим младшим школьникам на базе МОУ СОШ №31 города Ишима в 3 "В" классе нами было проведено экспериментальное исследование, которое состояло из трех этапов: 1. Диагностика успеваемости младших школьников и выявление причин ее возникновения. 2. Развивающая работ ...

Самостоятельная работа, её сущность, содержание
Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно попол ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru