Материалы » Значение индивидуальных профконсультаций в выборе профессии учащимся » Содержание процесса индивидуального профессионального консультирования

Содержание процесса индивидуального профессионального консультирования

Страница 3

В ходе консультирования необходимо обращать внимание не только на противоречивость, но и на сформированность иерархии ценностных ориентаций. Если равные по значимости ценности конкурируют, клиенту трудно определить очерёдность и направленность своих действий.

Следующий шаг в построении жизненной перспективы – постановка жизненных целей: что именно и в какой период жизни должно быть достигнуто. Консультируемому нужно представлять не только направление своей деятельности, но и идеальный результат в виде определённого события. Цели оцениваются с точки зрения конкретности и соответствия способностям и возможностям.

Жизненные планы – ответ на вопрос: какими средствами и в какие конкретные сроки можно реализовать поставленные цели.

Консультант может оценить перспективу клиента по следующим критериям: продолжительность, реалистичность, оптимальность, согласованность, дифференцированность.

Продолжительность определяется по тому, насколько далеко человек заглядывает в будущее. Увеличение продолжительности тесно связано с повышением общей удовлетворённости жизнью.

Реалистичность выражается в способности разделять реальность и фантазию в представлениях о будущем и направлять усилия на то, что достижимо в действительности.

Оптимистичность определяется соотношением положительных и отрицательных прогнозов консультируемого относительно своего будущего, а также степенью уверенности, что ожидаемые события произойдут в намеченные сроки. Она зависит от уже имеющихся жизненных достижений.

Согласованность проявляется в том, насколько будущие события связаны с прошлыми и настоящими.

Несогласованность характерна для тех, кто переживает время как чрезмерно растянутое.

Дифференцированность подразумевает выделение в будущем ближайшей и отдалённой перспективы, отдельных последовательных этапов.

В ходе профконсультации такое развёрнутое построение жизненной перспективы очень трудно реализовать. Учитывая критерии оптимальной перспективы, консультант может помочь клиенту осознать собственное будущее, оценить имеющиеся планы и, при необходимости, скорректировать их.

Профконсультанту не следует “переделывать” клиента на нужный лад в процессе консультирования. Его задача – выявить данные качества с помощью диагностических методов и помочь консультируемому осознать свои проблемы и найти оптимальное решение с учётом всех имеющихся возможностей.

Схема построения профконсультационного мероприятия

В качестве примерной схемы профконсультирования можно избрать следующую. Состоящую из совокупности последовательно реализуемых этапов.

В рамках подготовительного этапа основной задачей консультанта является составление общего представления о проблеме клиента. Он анализирует имеющиеся данные, готовится к консультации: подбирает справочно – информационный материал, необходимые диагностические методики, продумывает стратегию.

Первый этап начинается со знакомства и во многом определяет успешность всей консультации. Задача консультанта – помочь клиенту сформировать свою профконсультационную проблему, то есть увидеть эту проблему глазами клиента.

С самого начала консультации необходимо позаботиться о дружеской, доверительной атмосфере. Успешность установления контакта с клиентом зависит от уровня коммуникативной культуры профконсультанта, которая предполагает контроль за собственным невербальным поведением (визуальным контактом, эмоциональным тоном речи, позами и жестами, межличностным пространством), диагностику состояния клиента по посылаемым им невербальным сигналам, а также вербальную культуру.

Далее консультант оценивает исходную ситуацию по следующим позициям:

Клиент: в чём заключается его проблема, как он относится к консультации и профконсультанту, в каком состоянии находится, каков может быть внутренний мотив обращения к консультанту;

Условия: организационные, временные, информационная и методическая оснащённость;

Профконсультант: осознание профессиональной квалификации и компетентности относительно данной ситуации, функциональная готовность к ней, статус в глазах клиента;

Вероятные проблемы: дефицит информации о конкретных профессиях, возможность их получения; неадекватность оценки своих способностей и возможностей; затруднение в выборе из-за разбросанности и неустойчивости интересов; незнание путей подготовки к профессии; сомнение в своих способностях при выраженной профессиональной направленности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Логико-историческая реконструкция понятия функции
Начиная с XVII в. одним из важнейших понятий в математике является понятие функции. Начало понятию функции было положено в Древней Греции при обнаружении отношений между величинами, развитие этой линии привело к тому, что под функцией стали понимать зависимость между переменными. В XVI - XVII в.в. ...

Выявление уровня сформированности экологических знаний у старших дошкольников
В предыдущей главе были рассмотрены теории воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста в целом и через игровую деятельность. Экологическая культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и ...

Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Возрастной период младших школьников – 6-10 лет. В работах Р.С. Немова говорится о том, что младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его не представляется возможным. Известный психолог Л.В. Выготский справедливо утверждал, что у ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru