Материалы » Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах » Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Страница 7

- Интересны как диалоги, так и монологи героя, и сказки, и внутренние думки. Все это помогает самораскрыться персонажу.

- Контрастное поведение Сени.

- Авторское отношение к Героям.

- Речь рассказчика, героев.

- Писатель – мастер, каждое слово его выверено и точно. Он использует яркие метафоры («пасть теплохода»), эффектные олицетворения («ветер наддавал сильней»), сравнения, эпитеты, лексические повторы, риторические вопросы, обращения, умолчания.

- Продуманность видна и в выборе имен героев.

IV. Обобщение.

Учитель: О чем рассказ Распутина? Какова его главная мысль? Какие проблемы подняты в рассказе? Какие чувства вызвали у вас герои рассказа?

V. Домашнее задание. Ответить письменно на один из вопросов:

1. О чем заставил задуматься рассказ Распутина?

2. Что звучит в последнем риторическом обращении «Сеня! Сеня! Сеня!»?

Урок-дискуссия по рассказу Виктории Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть». (11 класс)

Тема: Две правды в рассказе В.Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть.»

Цели:

1. Обучающая: познакомить с творчеством В.Токаревой. Выявить две правды в рассказе, понять, какая из них настоящая. Формирование умения выражать свои мысли на уроке-дискуссии.

2. Развивающая: формирование речи, мышления (доказывать, обобщать, сравнивать).

3. Воспитывающая: формирование нравственных качеств личности школьника (сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать).

За несколько дней до проведения урока учащиеся получают задание прочитать самостоятельно рассказы Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть» и «Просто так».

Называются три эпизода из рассказа для чтения по ролям и выбираются исполнители, проводятся репетиции.

Отдельные ученики получают индивидуальное задание: проследить по тексту, как меняется отношение Олега к Ирочке; показать, какие изменения происходят в душе матери по отношению к Ирочке после автомобильной катастрофы.

(На столах учащихся тексты с заранее распечатанными эпизодами из рассказа; перечень вопросов, над которыми учащиеся должны подумать дома при самостоятельном прочтении рассказа).

Вопросы для обсуждения рассказа.

1. Почему Олег не поставил в известность мать, что женится?

2. Как вы расцениваете его поступок?

3. Что изменилось в жизни Анны с приходом в дом Ирочки?

4. Почему Ирочка ушла из дома?

5. Как распорядился Олег жизнью матери после автокатастрофы?

6. Сблизило ли несчастье сына с матерью?

7. Права ли Петракова, говоря Олегу: «Твоя мать – счастливая женщина»?

Ход урока:

I. Слово учителя: Сегодня на уроке речь пойдет о рассказе В.Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть.» Вы прочитали его и еще познакомились с документальным рассказом «Просто так». Он помог вам заочно познакомиться с автором. Трудно читать произведение ничего не зная о его создателе.

Вопрос: Какой же вам представляется Виктория Токарева как человек?

(Ответы разные, но самое главное понято в ее характере.)

Слово учителя: Вы правильно отметили, что она хорошо знает жизнь, хотя, как всякая женщина, часто бывает беспомощна. Вы обнаружили в ней человеческие качества, без которых не может состояться ни один большой писатель: это любовь к людям и искренность. Очень хорошо и точно отозвался о Токаревой один критик. Он назвал ее прозу «легким дыханием».

Самый главный вопрос для Токаревой: «Почему мать и сын не понимают друг друга?» Сегодня мы попробуем ответить себе на эти вопросы.

II. Работа с текстом.

Учитель: Почему Олег не поставил мать в известность, что женится?

Чтение в лицах первого эпизода.

«Вечером Анна подстерегла момент и тихо спросила: «А Ирочка что, не собирается а общежитие?» …

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Другая информация:

Констатирующий эксперимент по выявлению знаний в области экономики у обучающихся профильного и базового уровней
В констатирующем эксперименте принимали участие 2 группы двух школ г.Североморска: контрольная и экспериментальная. В роли контрольной группы выступил 11Б профильный класс общеобразовательной школы №1, 20 человек. В обеих группах велось преподавание одним педагогом. В роли экспериментальной группы ...

Психологическая природа связной монологической речи
Связная монологическая речь, представляя собой многоаспектную проблему, является предметом изучения разных наук - психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики. В литературе часто при определении сущности данного вида речи акцент делается на слове «с ...

Основные техники и виды работы с бисером
Бисероплетение – это искусство изготовления изделий из бисера, мелких бусин и стекляруса. История этого вида декоративно-прикладного искусства поражает своей необычностью. В разное время интерес к бисеру и изготовлению изделий из него резко и неожиданно возрастал и также неожиданно почти полностью ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru