- Интересны как диалоги, так и монологи героя, и сказки, и внутренние думки. Все это помогает самораскрыться персонажу.
- Контрастное поведение Сени.
- Авторское отношение к Героям.
- Речь рассказчика, героев.
- Писатель – мастер, каждое слово его выверено и точно. Он использует яркие метафоры («пасть теплохода»), эффектные олицетворения («ветер наддавал сильней»), сравнения, эпитеты, лексические повторы, риторические вопросы, обращения, умолчания.
- Продуманность видна и в выборе имен героев.
IV. Обобщение.
Учитель: О чем рассказ Распутина? Какова его главная мысль? Какие проблемы подняты в рассказе? Какие чувства вызвали у вас герои рассказа?
V. Домашнее задание. Ответить письменно на один из вопросов:
1. О чем заставил задуматься рассказ Распутина?
2. Что звучит в последнем риторическом обращении «Сеня! Сеня! Сеня!»?
Урок-дискуссия по рассказу Виктории Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть». (11 класс)
Тема: Две правды в рассказе В.Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть.»
Цели:
1. Обучающая: познакомить с творчеством В.Токаревой. Выявить две правды в рассказе, понять, какая из них настоящая. Формирование умения выражать свои мысли на уроке-дискуссии.
2. Развивающая: формирование речи, мышления (доказывать, обобщать, сравнивать).
3. Воспитывающая: формирование нравственных качеств личности школьника (сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать).
За несколько дней до проведения урока учащиеся получают задание прочитать самостоятельно рассказы Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть» и «Просто так».
Называются три эпизода из рассказа для чтения по ролям и выбираются исполнители, проводятся репетиции.
Отдельные ученики получают индивидуальное задание: проследить по тексту, как меняется отношение Олега к Ирочке; показать, какие изменения происходят в душе матери по отношению к Ирочке после автомобильной катастрофы.
(На столах учащихся тексты с заранее распечатанными эпизодами из рассказа; перечень вопросов, над которыми учащиеся должны подумать дома при самостоятельном прочтении рассказа).
Вопросы для обсуждения рассказа.
1. Почему Олег не поставил в известность мать, что женится?
2. Как вы расцениваете его поступок?
3. Что изменилось в жизни Анны с приходом в дом Ирочки?
4. Почему Ирочка ушла из дома?
5. Как распорядился Олег жизнью матери после автокатастрофы?
6. Сблизило ли несчастье сына с матерью?
7. Права ли Петракова, говоря Олегу: «Твоя мать – счастливая женщина»?
Ход урока:
I. Слово учителя: Сегодня на уроке речь пойдет о рассказе В.Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть.» Вы прочитали его и еще познакомились с документальным рассказом «Просто так». Он помог вам заочно познакомиться с автором. Трудно читать произведение ничего не зная о его создателе.
Вопрос: Какой же вам представляется Виктория Токарева как человек?
(Ответы разные, но самое главное понято в ее характере.)
Слово учителя: Вы правильно отметили, что она хорошо знает жизнь, хотя, как всякая женщина, часто бывает беспомощна. Вы обнаружили в ней человеческие качества, без которых не может состояться ни один большой писатель: это любовь к людям и искренность. Очень хорошо и точно отозвался о Токаревой один критик. Он назвал ее прозу «легким дыханием».
Самый главный вопрос для Токаревой: «Почему мать и сын не понимают друг друга?» Сегодня мы попробуем ответить себе на эти вопросы.
II. Работа с текстом.
Учитель: Почему Олег не поставил мать в известность, что женится?
Чтение в лицах первого эпизода.
«Вечером Анна подстерегла момент и тихо спросила: «А Ирочка что, не собирается а общежитие?» …
Другая информация:
Педагогические основы изучения математической логики в средней школе в
рамках внеучебной деятельности
Резкое ускорение процесса обновления информации и внедрение компьютеров во многие сферы жизни общества привели к смещению акцентов с увеличения объема знаний, предназначенных для усвоения школьниками, на развитие у них логических и общелогических умений. «Практика показывает, — отмечает Т.А. Кондра ...
Положение о методическом объединении учителей-предметников
1. Состав методического объединения определяется соответственно специализации членов педагогического коллектива. 2. Из состава членов методического объединения директором школы или его заместителем по учебной работе рекомендуется руководитель, который утверждается на педагогическом совете. 3. Члены ...
Развитие литературно-творческих способностей детей на уроках литературы
Основная миссия учителя-словесника – развитие личности ребёнка через слово и творчество. Творческую деятельность всегда отличают такие специфические черты, как воображение, образность, наитие. Литературное словотворчество – удел отнюдь не только исключительно одарённых людей, избранных натур. Многи ...