Материалы » Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах » Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Страница 10

Вопрос: Что было важно для Лидии?

Гипотеза ответа: Признание ее успехов другими. (например, Эмилией Карловной)

Слово учителя: Знание о себе приобретается через обращение к другому. Такое обращение возможно только в языке, диалоге, но ожидаемое героиней общение с Эмилией Карловной не происходит. Диалог как форма дискурса практически отсутствует в тексте. Один раз в финале возникает подобие диалога, когда Лидия разговаривает с Лорой, в данном случае безуспешно заменяющей Эмилию Карловну. В основном повествование ведется автором-повествователем, перебиваясь отдельными репликами и внутренней речью героев.

Вопрос: А чем замещается диалог?

Гипотеза ответа: Диалог сознательно замещается автором темой молчания.

Вопрос: Найдите примеры в тексте сцен молчания.

Учащиеся зачитывают примеры.

Вывод учителя: Молчание – либо невозможность говорить, либо нежелание устанавливать общение с другими. Еще герои наделяются неспособностью вести речь – инсульт и т.д.

Чем заменяется акт речи?

Гипотеза ответа: Заменяется актом проглатывания пищи.

Вывод учителя: В данном случае еда является синонимом безумия. В рассказе Эмилия Карловна постоянно требовала своего любимого печенья.

Приведите примеры тождества понятий еды и безумия, т.е к слиянию, совпадению действий говорения и проглатывания пищи, их не различению в тексте.

Учащиеся приводят примеры.

Гипотеза ответа: Например, у главной героини «при слове Цю-юрих (стоит обратить внимание на распад слова на две части) во рту делалось сладко»В этом же ключе автор обыгрывает и «ленинскую тему». Примечательно, что Ленин воспринимается в современной культуре скорее не как вождь пролетариата, а как безумец, человек с помутившимся в конце жизни сознанием.

Вывод учителя: Таким образом Улицкая показывает невозможность установления диалога и получения знания о себе в мире, где существует неразличимость актов говорения и глотания, духовной и телесной пищи, приводящая к разрушению сознания.

Если познание невозможно через поиск Другого и идентификацию с ним, тогда возникает единственный вариант, вариант самоидентификации.

Тема самоидентификации заявлена в тексте и отсылкой к сказке Андерсена «Гадкий утенок».

Найдите в тексте примеры.

Учащиеся находят примеры в тексте.

Вывод учителя: В рассказе «Цю-юрих» проблема самоидентификации русской женщины раскрыта как путь искания собственного «я». Эта проблема может разрешиться только через процесс постоянного самообращения, самоузнавания. Данная тема в рассказе только намечается Улицкой. Рассказ заканчивается многоточием.

Домашнее задание: Прочитать рассказ Улицкой «Женщины русских селений» из сборника «Сквозная линия».

Урок по рассказам Л.Петрушевской «Страна» и И.Полянской «Мама» (11 класс)

Тема: Читательская конференция по рассказам Л.Петрушевской «Страна» и И.Полянской «Мама».

Цели:

1. Обучающая: сравнить рассказы двух авторов, найти сходство и различие. Выявить тему и идею. Формирование умений и навыков анализа произведения.

2. Развивающая: Формирование речи, мышления (доказывать, обобщать, сравнивать).

3. Воспитывающая: формирование нравственных качеств личности школьника (сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать).

Ход урока:

Слово учителя: К уроку вы должны были прочитать два рассказа разных авторов, но объединенных одной темой.

Вопрос: Каковы темы рассказов «Мама» и «Страна»? Можно ли сказать, что темы этих произведений совпадают?

Гипотеза ответа: И в том и в другом рассказе речь идет о матерях, о том, как они общаются со своими дочерьми.

Вопрос: Как рисуется образ матери в рассказах? (Работа с текстом)

Гипотеза ответа: В рассказе «Страна» уже в первом предложении заявлена характеристика героини: «тихая пьющая женщина», «она со следами былой красоты на лице».

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12

Другая информация:

Система упражнений и заданий по развитию связной письменной речи в 9 классе на уроках чтения
Практическая работа по развитию связной письменной речи в 9 классе проводилась в несколько этапов. Каждый этап рассмотрим в отдельном пункте. Рассмотрим один из уроков, проведённых в 9 классе по развитию связной письменной речи в специальной (коррекционной школе 8 вида). Учащимся было необходимо со ...

Основы медицинских знаний, гигиена и безопасность жизнедеятельности
Травмой называется анатомическое и функциональное нарушение тканей и органов, возникающее в результате действия факторов внешней среды. Воздействия могут быть механическими (удар, сдавливание, растяжение), физическими (тепло, холод, электричество), химическими (кислоты, щелочи), психическими (испуг ...

Цвет в рисунках 1 класса учащихся специальной школы
Способность ребенка воспринимать цвет имеет для него большое практическое значение. Занятия рисованием во многом содействуют формированию умения правильно пользоваться цветом в быту, учебной, трудовой и игровой деятельности. Особую роль играет цвет в изобразительном творчестве. Дети с удовольствием ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru