Вопрос: Что было важно для Лидии?
Гипотеза ответа: Признание ее успехов другими. (например, Эмилией Карловной)
Слово учителя: Знание о себе приобретается через обращение к другому. Такое обращение возможно только в языке, диалоге, но ожидаемое героиней общение с Эмилией Карловной не происходит. Диалог как форма дискурса практически отсутствует в тексте. Один раз в финале возникает подобие диалога, когда Лидия разговаривает с Лорой, в данном случае безуспешно заменяющей Эмилию Карловну. В основном повествование ведется автором-повествователем, перебиваясь отдельными репликами и внутренней речью героев.
Вопрос: А чем замещается диалог?
Гипотеза ответа: Диалог сознательно замещается автором темой молчания.
Вопрос: Найдите примеры в тексте сцен молчания.
Учащиеся зачитывают примеры.
Вывод учителя: Молчание – либо невозможность говорить, либо нежелание устанавливать общение с другими. Еще герои наделяются неспособностью вести речь – инсульт и т.д.
Чем заменяется акт речи?
Гипотеза ответа: Заменяется актом проглатывания пищи.
Вывод учителя: В данном случае еда является синонимом безумия. В рассказе Эмилия Карловна постоянно требовала своего любимого печенья.
Приведите примеры тождества понятий еды и безумия, т.е к слиянию, совпадению действий говорения и проглатывания пищи, их не различению в тексте.
Учащиеся приводят примеры.
Гипотеза ответа: Например, у главной героини «при слове Цю-юрих (стоит обратить внимание на распад слова на две части) во рту делалось сладко»В этом же ключе автор обыгрывает и «ленинскую тему». Примечательно, что Ленин воспринимается в современной культуре скорее не как вождь пролетариата, а как безумец, человек с помутившимся в конце жизни сознанием.
Вывод учителя: Таким образом Улицкая показывает невозможность установления диалога и получения знания о себе в мире, где существует неразличимость актов говорения и глотания, духовной и телесной пищи, приводящая к разрушению сознания.
Если познание невозможно через поиск Другого и идентификацию с ним, тогда возникает единственный вариант, вариант самоидентификации.
Тема самоидентификации заявлена в тексте и отсылкой к сказке Андерсена «Гадкий утенок».
Найдите в тексте примеры.
Учащиеся находят примеры в тексте.
Вывод учителя: В рассказе «Цю-юрих» проблема самоидентификации русской женщины раскрыта как путь искания собственного «я». Эта проблема может разрешиться только через процесс постоянного самообращения, самоузнавания. Данная тема в рассказе только намечается Улицкой. Рассказ заканчивается многоточием.
Домашнее задание: Прочитать рассказ Улицкой «Женщины русских селений» из сборника «Сквозная линия».
Урок по рассказам Л.Петрушевской «Страна» и И.Полянской «Мама» (11 класс)
Тема: Читательская конференция по рассказам Л.Петрушевской «Страна» и И.Полянской «Мама».
Цели:
1. Обучающая: сравнить рассказы двух авторов, найти сходство и различие. Выявить тему и идею. Формирование умений и навыков анализа произведения.
2. Развивающая: Формирование речи, мышления (доказывать, обобщать, сравнивать).
3. Воспитывающая: формирование нравственных качеств личности школьника (сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать).
Ход урока:
Слово учителя: К уроку вы должны были прочитать два рассказа разных авторов, но объединенных одной темой.
Вопрос: Каковы темы рассказов «Мама» и «Страна»? Можно ли сказать, что темы этих произведений совпадают?
Гипотеза ответа: И в том и в другом рассказе речь идет о матерях, о том, как они общаются со своими дочерьми.
Вопрос: Как рисуется образ матери в рассказах? (Работа с текстом)
Гипотеза ответа: В рассказе «Страна» уже в первом предложении заявлена характеристика героини: «тихая пьющая женщина», «она со следами былой красоты на лице».
Другая информация:
Технология проблемного обучения
Проблемное обучение не является совершенно новой педагогической технологией. Его применяли практически на протяжении всего XX в. Это объясняется тем, что проблемность является одной из закономерностей познания, стимулирует поисковую деятельность ученика, развитие его творческого мышления. В последн ...
Развитие программированного обучения в отечественной науке и практике
В отечественной науке теоретические основы программированного обучения активно изучались, а также внедрялись достижения на практике в 70-х гг. ХХ в. Одним из ведущих специалистов является профессор Московского университета Нина Федоровна Талызина (Талызина Н.Ф., 1969; 1975). В отечественном вариант ...
Содержание, формы и методы совместной работы классного руководителя с
родителями
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения [7, с.145]. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Критерием классификации является количество родителей, включенных во взаимодейств ...