Основная миссия учителя-словесника – развитие личности ребёнка через слово и творчество. Творческую деятельность всегда отличают такие специфические черты, как воображение, образность, наитие.
Литературное словотворчество – удел отнюдь не только исключительно одарённых людей, избранных натур. Многие могут научиться излагать свои мысли и передавать свои впечатления живо и образно.
В процессе обучения нужно непременно решать творческие задачи, вводить элементы самостоятельных исследований учащихся, тем самым, развивая их познавательные силы. Этому же правилу – воспитывать у ребят потребность самостоятельно мыслить, формировать личную позицию, нужно придерживаться при определении тематики сочинений.
Общие темы, предлагаемые всему классу, и ограниченность их вариантов мало способствуют самостоятельности письменных работ. Нужно предлагать индивидуальные сочинения – доклады.
Такие сочинения – доклады учащиеся пишут с удовольствием, потому что каждому предлагается что-то доказать. А это учит утверждать свой взгляд, свою позицию, формирует характер, способствует развитию в каждом ученике творческого начала. А ведь старшеклассники пытаются осмыслить самих себя, ищут пути самовыражения, живут напряжённой внутренней жизнью.
Сегодня особенно важно поощрять и развивать литературное творчество школьников. Это будет проявлением активных сил души, формированием интеллекта и нравственных начал. Хорошие результаты даёт единая система в обучении сочинениям на уроках русского языка и литературы, опора на знания и умения, приобретённые на занятиях тем или другим предметом, обязательная внеклассная работа (кружковая, факультативная) по развитию литературно – художественного творчества школьников.
Одним из основных условий развития у учащихся творческого мышления, умения самостоятельно выразить свои мысли, является тщательная, глубокая работа над текстом художественного произведения. Подобная работа даёт учащимся представления о системе изобразительных средств, которые использует писатель в своём произведении, помогает учащимся понять смысл и природу художественного образа.
Развитие речи школьников в процессе изучения литературы тесно связано с их литературным развитием, с расширением и обогащением их художественного восприятия, с формированием способности мыслить словесно – художественными образами, с развитием воссоздающего воображения, широкой сферы чувств, наблюдательности, логической и эмоциональной памяти, творческих (литературных) способностей. Художественное восприятие осуществляется на основе понимания языка литературного произведения. Чем точнее понято поэтическое слово, чем больше ассоциаций оно вызывает в сознании читателя, тем шире и глубже протекает само художественное восприятие, тем сильнее идейное и эстетическое воздействие читаемого произведения на читателя.
В своей работе педагоги часто используют систему индивидуальных творческих работ, предлагаемую программой, с учётом интересов, склонностей учащихся.
В 10–11 классах предлагаются такие творческие работы, как самостоятельные художественные зарисовки, создание литературных портретов, стихотворения, а также исследовательские работы на основе литературного краеведения.
Ценность индивидуальной работы с учётом интересов, способностей и подготовленности ученика бесспорна. Чтение и обсуждение на занятиях факультатива работ творческого характера учат и воспитывают не только авторов, но и всех присутствующих. Умению собирать материал, вести дневники, вдумываться в смысл происходящего, находить подтверждения своим мыслям и мечтам в поступках реальных людей – этому учить никогда не поздно. Особенно нуждаются в добром внимании учащиеся, склонные к поэтическому творчеству.
Учащиеся 10–11 классов – юношеский возраст, который характеризуется нравственным самоуглублением, повышенным интересом к этическим вопросам, к познанию смысла жизни и назначения человека. Конечно, свои мысли и чувства учащиеся пытаются изложить в поэтической форме. Важно не погасить творческое горение, дать ученику возможность поделиться своими чувствами в той или иной форме. А это можно сделать на занятиях факультатива в форме дружеского общения.
Другая информация:
Опытно-экспериментальное изучение музыкальных способностей детей с
нарушенным зрением
Дети с нарушением зрения в силу своего дефекта испытывают определенные трудности в овладении различными видами деятельности, но в то же время компенсаторные механизмы позволяют им добиваться определенных успехов в той или иной деятельности. Это обусловлено тем, что «человеческий организм располагае ...
История развития игрушки
Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Игрушка – это феномен (предмет) культуры, выполненный из определенного материала, обладающий формой и содержанием, значением и смысло ...
Характеристика детей экспериментальной группы
В экспериментальную группу вошло 15 детей, которые посещали общеобразовательные дошкольные учреждения. Из них - 10 детей с доминирующим черкесским языком и с недоминирующим русским, 4 ребенка с доминирующим русским и с недоминирующим черкесским, 1 ребенок, абсолютно эквивалентно владеющий 3-мя язык ...