Материалы » Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах » Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Страница 5

Вопрос: Но героиня уже все продумала. Как вы поняли ту нелепую, дикую сцену, которая вскоре разыграется?

Гипотеза ответа: Героиня отправила мальчика на дачу, чтобы он переночевал один в домике, не мешал компании. Она ему запретила возвращаться и звонить, вот только ключ от садового домика она у него из куртки взяла. И когда уже ночью гости вышли на лестничную площадку, мальчик спал, уткнувшись в перила. Он, как мама велела, не звонил. И тогда мать на глазах у всех гостей, друзей «своего круга», на глазах отца избивает мальчика так, что у него кровь идет из носа, ее затаскивают в квартиру, держат дверь – она в бешенстве, и отец хватает залитого кровью мальчика на руки и несет на улицу с криком:

- Все! Я забираю! Мразь такая!

Вопрос: Что же происходит с героиней, она действительно мразь, дрянь? Ведь она заранее продумала сцену избиения сына, она не дала ключ, она созвала гостей.

Гипотеза ответа: Перед нами человек из этого «своего круга», который слишком хорошо знает и друзей, и мужа. Они не решатся на действие, на поступок, и тогда ей приходится ставить всех в такую ситуацию, где им нужно ее подлости противопоставить свое благородство. Она провоцирует их, чтобы они были вынуждены совершить естественный человеческий поступок.

Вопрос: Как автор выражает свое отношение к происходящему?

Гипотеза ответа: Авторская позиция просто отсутствует. Она беспристрастна, нет ни осуждения, ни сострадания, ни моральных выводов.

Нет ничего, кроме фактов: так было, такие были, такое было.

Вопрос: Так что же отличает рассказ Л.Петрушевской по восприятию жизни, по ее осмыслению, по авторским идеям от того, что мы называем традициями русской классической литературы.

Гипотеза ответа: Можно выделить наиболее яркие отличительные черты.

1. Жизнь в рассказе «Свой круг» и в других произведениях Л.Петрушевской

– это суетное, мелкое, часто бессмысленное копошение в обыденных делах, нет в жизни никаких высоких истин, бессмертных идей и вечных ценностей.

2. Мир нелогичен, не собирается воздавать добром за добро, жизнь несет только страдания.

3. Не существует никаких особых целей в жизни, есть только цепочка случайностей.

4. Писатель не обязан судить героев, давать духовные наставления, быть пророком, он только сочиняет тексты, в которых живут узнаваемые герои, поэтому не нужно искать в произведении личности автора или его нравственной позиции, сопереживания или осуждения.

Обобщение. Мы видим очень важные черты, присущие не только творчеству Л.Петрушевской, но и представителям «другой прозы». Она не видит гармонии в мире, более того, она утверждает, что гармония просто невозможна.

Урок по рассказу В.Г.Распутина «Нежданно-негаданно». (11 класс)

Тема: «Он умный и внимательный смотритель русской жизни»

Цели:

1. Обучающая: при анализе раскрыть социально-нравственную проблематику рассказа; формирование умений и навыков анализа рассказа.

2. Развивающая: развитие речи, овладение методами, отвечающими умению мыслить.

3. Воспитывающая: показать на примере этого рассказа основные особенности прозы «жестокого реализма»; формирование гуманных отношений (честности, радости, сопереживания).

Эпиграф к уроку:

«Все художественное пространство Распутина – и малые детали, и главные конфликты, даже пейзажи – насыщено этими вопросами, страхами перед «облегченностью», то есть беспочвенностью, бездомностью, и волей к самопознанию, то есть к возрождению надежных ориентиров жизни. Он умный и внимательный смотритель русской жизни». (В.А.Чалмаев)

Ход урока:

I. Слово учителя.

(Учитель говорит о новых тенденциях в творчестве Распутина, о «жестоком реализме» звучащем в рассказах в условиях плюрализма и гласности)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другая информация:

Критерии развитости музыкального мышления младших школьников и её диагностика на этапе констатирующего эксперимента
На основе проведенного выше анализа научно-теоретических работ по проблеме развития творческого мышления младших школьников, нами было организовано проведение экспериментального исследования. В эксперименте участвовали две группы детей этой возрастной категории, каждая численностью по 10 и 12 челов ...

Условия развития творческих способностей школьников
Среди учебных предметов в школьном учебном курсе особое место занимают предметы гуманитарного цикла, особенно такие, целью которых является не простая передача информации, а приобщение учащихся к мировому искусству: музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура и, конечно же, л ...

Интегрированный урок по технологии и литературе в 7 классе
Тема урока: «Традиции русского гостеприимства» Вид урока: интегрированный (технология, литература, история) Тип урока: ролевая игра Проводят урок: учитель технологии и учитель литературы Цели: 1. Формирование знаний обучающихся о традициях русского гостеприимства. 2. Развитие творческих способносте ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru