Вопрос: Но героиня уже все продумала. Как вы поняли ту нелепую, дикую сцену, которая вскоре разыграется?
Гипотеза ответа: Героиня отправила мальчика на дачу, чтобы он переночевал один в домике, не мешал компании. Она ему запретила возвращаться и звонить, вот только ключ от садового домика она у него из куртки взяла. И когда уже ночью гости вышли на лестничную площадку, мальчик спал, уткнувшись в перила. Он, как мама велела, не звонил. И тогда мать на глазах у всех гостей, друзей «своего круга», на глазах отца избивает мальчика так, что у него кровь идет из носа, ее затаскивают в квартиру, держат дверь – она в бешенстве, и отец хватает залитого кровью мальчика на руки и несет на улицу с криком:
- Все! Я забираю! Мразь такая!
Вопрос: Что же происходит с героиней, она действительно мразь, дрянь? Ведь она заранее продумала сцену избиения сына, она не дала ключ, она созвала гостей.
Гипотеза ответа: Перед нами человек из этого «своего круга», который слишком хорошо знает и друзей, и мужа. Они не решатся на действие, на поступок, и тогда ей приходится ставить всех в такую ситуацию, где им нужно ее подлости противопоставить свое благородство. Она провоцирует их, чтобы они были вынуждены совершить естественный человеческий поступок.
Вопрос: Как автор выражает свое отношение к происходящему?
Гипотеза ответа: Авторская позиция просто отсутствует. Она беспристрастна, нет ни осуждения, ни сострадания, ни моральных выводов.
Нет ничего, кроме фактов: так было, такие были, такое было.
Вопрос: Так что же отличает рассказ Л.Петрушевской по восприятию жизни, по ее осмыслению, по авторским идеям от того, что мы называем традициями русской классической литературы.
Гипотеза ответа: Можно выделить наиболее яркие отличительные черты.
1. Жизнь в рассказе «Свой круг» и в других произведениях Л.Петрушевской
– это суетное, мелкое, часто бессмысленное копошение в обыденных делах, нет в жизни никаких высоких истин, бессмертных идей и вечных ценностей.
2. Мир нелогичен, не собирается воздавать добром за добро, жизнь несет только страдания.
3. Не существует никаких особых целей в жизни, есть только цепочка случайностей.
4. Писатель не обязан судить героев, давать духовные наставления, быть пророком, он только сочиняет тексты, в которых живут узнаваемые герои, поэтому не нужно искать в произведении личности автора или его нравственной позиции, сопереживания или осуждения.
Обобщение. Мы видим очень важные черты, присущие не только творчеству Л.Петрушевской, но и представителям «другой прозы». Она не видит гармонии в мире, более того, она утверждает, что гармония просто невозможна.
Урок по рассказу В.Г.Распутина «Нежданно-негаданно». (11 класс)
Тема: «Он умный и внимательный смотритель русской жизни»
Цели:
1. Обучающая: при анализе раскрыть социально-нравственную проблематику рассказа; формирование умений и навыков анализа рассказа.
2. Развивающая: развитие речи, овладение методами, отвечающими умению мыслить.
3. Воспитывающая: показать на примере этого рассказа основные особенности прозы «жестокого реализма»; формирование гуманных отношений (честности, радости, сопереживания).
Эпиграф к уроку:
«Все художественное пространство Распутина – и малые детали, и главные конфликты, даже пейзажи – насыщено этими вопросами, страхами перед «облегченностью», то есть беспочвенностью, бездомностью, и волей к самопознанию, то есть к возрождению надежных ориентиров жизни. Он умный и внимательный смотритель русской жизни». (В.А.Чалмаев)
Ход урока:
I. Слово учителя.
(Учитель говорит о новых тенденциях в творчестве Распутина, о «жестоком реализме» звучащем в рассказах в условиях плюрализма и гласности)
Другая информация:
Построение процесса обучения старшеклассников дизайну одежды на принципах
гуманизма
Теоретический анализ проблемы реализации дизайнобразования как средства гуманизации обучения старшеклассников технологии, позволивший выявить гуманистические основы и возможности дизайнобразования учащихся современной школы, определить гуманистические принципы отбора и построения содержания дизайно ...
Место прозы А.П. Чехова в школьной программе В.Я. Коровиной
Жизнь Чехова должна изучаться в школе в неразрывной связи с его творчеством, с определенными конкретно-историческими условиями, с формированием и развитием его мировоззрения. Нужно показать учащимся проникновение в семью, в гимназию, в университет "духа времени": деспотизма, рабства, форм ...
Различные судьбы образования на востоке и западе
Разница в положении и условиях церкви на Западе и Востоке сказалась в различных судьбах, там и здесь, образования. На Востоке церковь не проявляет и не может проявить деятельной силы в образовании, но остается хранительницей античных начал образования, через свои солидные библиотеки, монастырские а ...