Материалы » Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах » Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Страница 6

(Ученики читали рассказ к уроку)

II. Беседа.

Учитель: Обратимся к заглавию рассказа. Какие ассоциации возникают, когда вы произносите эти слова?

Гипотеза ответа: О том, что произошло что-то непривычное, неожиданное, непредполагаемое, из ряда вон выходящее.

Учитель: Так что же произошло, что изменилось? Кто главный герой рассказа?

Гипотеза ответа: Изменились нравственные и социальные ценности людей, потерявших опору (в виде кодексов нравственности строителей коммунизма, трудовых коллективов), оставшихся в одиночестве перед натиском жестокости, аморализма, поэтому поражен деревенский герой Семен Поздняков всем тем, что он увидел в городе.

Учитель: Чем поражен Семен? Зачитайте текст.

Ответы: ….

Учитель: Что его удивило?

Гипотеза ответа: «Охвачен удивлением, жалостью и болью при виде того, как опускают и опускают деньги «ангельскому» созданию, выпрашивающему подаяние по воле пасущего её Ахмета. А от предложения купить девочку он точно на землю опустился…»

III. Работа в группах. (Вопросы даны были заранее.)

1) 1-я группа выявляет тематику и проблематику рассказа, анализируя время, место действия, широту изображаемого материала; характеризуя самих героев и ситуации, в которые они поставлены автором, в частности Сени и Кати; сопоставляя разные характеры и типы поведения (деревенские жители и «горлохваты»).

Учитель: Шокируют ли вас события, происходящие на страницах рассказа?

Гипотезы ответов: - Нет, здесь показана реальная жизнь.

- Хотя, конечно, все это ужасно, печально, обидно, но это происходит в нашей стране.

- Я одобряю поступок Сени: взять ребенка, ничего не зная о нем, ничего не имея: ни документов, ни вещей.

Учитель: Как вы думаете, случайно ли среди всех этих «невинных» людей (деревенских) женщина выбрала именно этого «петушистого» (Сеню).

Гипотеза ответа: В нем есть что-то такое, на что можно положиться, ему можно довериться.

Учитель: Как меняется настроение, состояние героев? О чем это говорит?

Гипотеза ответа: Герой недоумевает, как это можно продавать ребенка; сетует, когда его жена Галя ругает за то, что он украл ребенка, теряется при виде мужиков; отчаивается.

Учитель: Вы сказала о Сене, а о девочке? Что происходит с ней?

Гипотеза ответа: Ее состояние тоже меняется. (приводят примеры из текста).

2) 2-я группа работала над особенностями художественной манеры писателя.

Продолжается работа с текстом.

Учитель: Зачитайте портрет девочки.

Учащиеся зачитывают

Учитель: Сочувствие, боль автора разделяет и читатель. А что вы скажете о пейзаже в рассказе Распутина?

Гипотезы ответов: - Все очеловечено Распутиным: и любимая им Ангара («бурлила, закручивалась в воронки, пенилась, звенела»)…

- В этом заключается одна из особенностей его художественной манеры: метафорическое осмысление природы. Именно пейзаж создает у читателя соответствующее настроение.

- У Распутина ничего не бывает случайно. Даже название катера «Метеор» - символично. Жизнь тоже быстро проходит, поворачивается к людям то светлой, то темной стороной, как «Метеор» причаливает к берегу, на котором находились заброшенные деревеньки ( «леспромхоз то работал, то не работал»), с разными новостями.

- Психологически тонко, точно, с пониманием передает автор противоречивость чувств, переживаний своих героев.

- Особую роль играет и такая художественная деталь, как лампа: «Катя так и обмирала перед лампой…»

3) 3-я группа работала над композиционными особенностями рассказа.

Учитель: Как писатель поддерживает наш интерес, интригу?

Гипотезы ответов: - Рассказчик, повествуя о Сене, его односельчанах,

уезжающих из города в деревню, возвращает нас на несколько дней назад в город и рассказывает о неожиданной встрече Сени с девочкой, к судьбе которой он оказывается причастным: он увозит девочку к себе в деревню, где она постепенно приходит в себя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другая информация:

Кабинет истории. Санитарно-гигиенические требования
Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. "Естественное и искусственное освещение". Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта. В помещении должно быть боковое левостор ...

Подходы социокультурного построения образовательных процессов
В педагогике как отрасли гуманитарного знания понятие «культура» рассматривается в контексте единства освоения духовной деятельности человека и человечества. Это положение, став основой педагогической теории и практики, приходит на смену представлению об образовании, как узкопрофильной деятельности ...

Компенсаторные возможности детей с нарушенным зрением
Компенсация слепоты является сложным психическим образованием, системой психических процессов и свойств личности, которая формируется в процессе роста и развития ребенка. Любой дефект, т.е. физический или психический недостаток, следствием которого является нарушение нормального развития, с неизбеж ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru