Материалы » Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах » Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Страница 2

«В последнее время в школьную методику преподавания литературы входит понятие «интерактивное обучение», то есть обучение, основанное на взаимодействии учащихся и учителя, в котором наиболее активная роль отводится учащемуся, его опыт служит основным источником познания. Учитель не считает себя единственным носителем информации и организует учебный процесс таким образом, чтобы побудить учащегося к поиску знаний, он помогает им добывать знания самостоятельно, создает учебную среду для освоения опыта».

Анализ новых, часто неожиданных и неоднозначных произведений, непредсказуемых с точки зрения привычной логики характеров раскрывает перед учителем и учеником возможность исследовательской деятельности, творческого сотрудничества, способствующих достижению высоких образовательных и воспитательных результатов. Как показывает практика, анализ методической литературы, сложившаяся ситуация свидетельствует о наметившейся в методике преподавания современной литературы противоречия: изучение современной литературы, требующее систематического формирования самостоятельного эрудированного читателя-школьника, осуществляется нерегулярно и ограниченно, при помощи репродуктивных методов, ориентированных на воспитание регламентированного читателя.

Элективные курсы показывают, что есть интерес к современной литературе, но он не реализуется и не направляется в полной мере, а значение современных текстов в школьном образовательном и воспитательном процессе недооценивается.

Учителя-словесники признаются, что уделяют новой литературе минимум внимания (не читают «толстых» литературных журналов, не следят за состоянием критики, не ищут информацию о новых писательских именах), так как нет художественных текстов, методических рекомендаций и отсутствует должный контроль за проведением уроков по современной литературе. Отношение учителей-практиков к современной литературе как к необязательному элементу системы литературного образования сложилось по вполне объективным причинам. Необходимость работы над новыми произведениями понималась всегда и этому вопросу уделяли серьезное внимание методисты и филологи (Агеносов В.В., Богданова О.Ю., Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И., Коровина В.Я., Курдюмова Т.Ф. и др.), но все же современной литературе отводилась периферийная роль. Примером может служить программа Т.Ф.Курдюмовой, в которой на современную литературу отводится все меньше часов, а рекомендованы для изучения произведения 84 современных авторов.

Принцип широкого охвата материала за короткий срок, не способствующий получению качественных знаний и эстетическому развитию школьнмков, прослеживается и в программах других авторов. Да и ни в одном из учебников по методике преподавания литературы до сих пор нет полноценного раздела «Современная литература». Поэтому преподавание ее остается эпизодическим и малоэффективным.

Мы живем в мире, в котором безусловные и основополагающие человеческие ценности – уважение к личности, свобода, совесть, право, закон – отброшены как ненужные и лишние. Этот мир Ю.Домбровский обозначил как «факультет ненужных вещей». И сегодня приходится опасаться, что и уроки литературы скоро могут назвать факультетом ненужных вещей, так как на глазах меняются подходы к преподаванию литературы, уходит на задний план с введением ЕГЭ по предмету человеческий фактор.

«XXI век оказался по силе разрушительства, по свирепости своей проверки человека, его души и совести на устойчивость, на сбережение здравого смысла и чувства сострадания куда более суровым, чем XIX и XX века».1 И поэтому «с особой силой стало ясно, что высшей мерой и самым главным критерием уроков литературы является жизнь и судьба человека. Урок литературы – это урок о жизни людей, он призван научить разбираться в жизни, людях и себе и, насколько это возможно, помочь выстоять под ударами жизни и прожить свою жизнь по-человечески».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другая информация:

Виды и формы внеклассной деятельности
В соответствии с частными задачами данного параграфа остановимся на характеристике собственно внеурочной деятельности в рамках нашего понимания. Внеурочная деятельность, то есть деятельность, находящаяся за рамками урочного расписания и в, свою очередь, дополняющая систему образования, обеспечивает ...

Типология уроков
Комбинированный урок 1. Организационный этап. Целевая направленность. 2. Этап проверки домашнего задания. 3. Этап всесторонней проверки знаний учащихся. 4. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний. Мини цель. 5. Этап усвоения новых знаний. 6. Этап закрепления новых знаний. 7. Этап инфор ...

Урок музыки и экологическое воспитание школьников
В современной педагогической науке эстетическое воспитание школьников средствами музыкального искусства трактуется неоднозначно. С одной стороны утверждается значимость эстетического воспитания в становлении общей духовной картины внутреннего мира каждого школьника как личности. С другой — некоторы ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru