Материалы » Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах » Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Страница 2

«В последнее время в школьную методику преподавания литературы входит понятие «интерактивное обучение», то есть обучение, основанное на взаимодействии учащихся и учителя, в котором наиболее активная роль отводится учащемуся, его опыт служит основным источником познания. Учитель не считает себя единственным носителем информации и организует учебный процесс таким образом, чтобы побудить учащегося к поиску знаний, он помогает им добывать знания самостоятельно, создает учебную среду для освоения опыта».

Анализ новых, часто неожиданных и неоднозначных произведений, непредсказуемых с точки зрения привычной логики характеров раскрывает перед учителем и учеником возможность исследовательской деятельности, творческого сотрудничества, способствующих достижению высоких образовательных и воспитательных результатов. Как показывает практика, анализ методической литературы, сложившаяся ситуация свидетельствует о наметившейся в методике преподавания современной литературы противоречия: изучение современной литературы, требующее систематического формирования самостоятельного эрудированного читателя-школьника, осуществляется нерегулярно и ограниченно, при помощи репродуктивных методов, ориентированных на воспитание регламентированного читателя.

Элективные курсы показывают, что есть интерес к современной литературе, но он не реализуется и не направляется в полной мере, а значение современных текстов в школьном образовательном и воспитательном процессе недооценивается.

Учителя-словесники признаются, что уделяют новой литературе минимум внимания (не читают «толстых» литературных журналов, не следят за состоянием критики, не ищут информацию о новых писательских именах), так как нет художественных текстов, методических рекомендаций и отсутствует должный контроль за проведением уроков по современной литературе. Отношение учителей-практиков к современной литературе как к необязательному элементу системы литературного образования сложилось по вполне объективным причинам. Необходимость работы над новыми произведениями понималась всегда и этому вопросу уделяли серьезное внимание методисты и филологи (Агеносов В.В., Богданова О.Ю., Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И., Коровина В.Я., Курдюмова Т.Ф. и др.), но все же современной литературе отводилась периферийная роль. Примером может служить программа Т.Ф.Курдюмовой, в которой на современную литературу отводится все меньше часов, а рекомендованы для изучения произведения 84 современных авторов.

Принцип широкого охвата материала за короткий срок, не способствующий получению качественных знаний и эстетическому развитию школьнмков, прослеживается и в программах других авторов. Да и ни в одном из учебников по методике преподавания литературы до сих пор нет полноценного раздела «Современная литература». Поэтому преподавание ее остается эпизодическим и малоэффективным.

Мы живем в мире, в котором безусловные и основополагающие человеческие ценности – уважение к личности, свобода, совесть, право, закон – отброшены как ненужные и лишние. Этот мир Ю.Домбровский обозначил как «факультет ненужных вещей». И сегодня приходится опасаться, что и уроки литературы скоро могут назвать факультетом ненужных вещей, так как на глазах меняются подходы к преподаванию литературы, уходит на задний план с введением ЕГЭ по предмету человеческий фактор.

«XXI век оказался по силе разрушительства, по свирепости своей проверки человека, его души и совести на устойчивость, на сбережение здравого смысла и чувства сострадания куда более суровым, чем XIX и XX века».1 И поэтому «с особой силой стало ясно, что высшей мерой и самым главным критерием уроков литературы является жизнь и судьба человека. Урок литературы – это урок о жизни людей, он призван научить разбираться в жизни, людях и себе и, насколько это возможно, помочь выстоять под ударами жизни и прожить свою жизнь по-человечески».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другая информация:

Народная игрушка. История и современность
Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Мир народной игрушки разнообразен, удивителен и во многом неповторим. Путешествую по нему, мы можем переме ...

Практические приемы формирования правовой культуры
В данной главе продемонстрируем практическое применение некоторых новых приемов на трех этапах формирования правовой культуры учащихся в процессе обучения (из опыта работы учителей СОШ № 16 г.Великого Новгорода). 1. Прием «коллективный вердикт» Вариант использования приема - на уроке граждановедени ...

Характеристика авторской школы К.Д. Ушинского
Ушинский в своей дидактике дает для своего времени на высоком научном уровне разработанную систему построения процесса обучения в школе. В этой системе ведущее место занимает его учение о дидактических принципах. Такими принципами К.Д. Ушинский считает: 1) своевременность 2) постепенность 3) ограни ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru